Юрист с деревянным фотоаппаратом: девушка сделала в Чите первый с 19 века амбротип

0
Амбротипия - наука, о которой читинка Юлия Каминская, кажется, готова говорить часами. Кто такая Юлия Каминская? Это фотограф, которая в мае 2018 сделала первый амбротип в Чите. Что такое амбротип? Анастасия Салтанова всё выяснила у героини материала.
Фото: Максим Федосеев

Художником Юлия мечтала быть с детства. В седьмом классе в руки ей попал папин плёночный фотоаппарат “Зенит”. Папа подробно рассказал как с ним работать. Периодами Юля с братом снимали на этот фотоаппарат, плёнку сдавали на проявку в фотолабораторию, каких в городе тогда было несколько штук, там же печатали первые фотографии. Сама Юля проявкой и печатью не занималась, но помнит, как это делал папа. Теперь же это делает и она. 

Фото: предоставлено Юлией Каминской

В 2008 у Юли появился первый собственный фотоаппарат Canon 400D. С этого момента она сама себя причислила к фотографам. После школы, когда встал вопрос о выборе профессии, Юля и не думала о профессии фотографа - выбирала между филологическим и юридическим факультетами. Победила юриспруденция и Юля ни разу об этом не пожалела - работает юристом без малого 20 лет. И все эти годы параллельно с юриспруденцией занимается фотографией. Как говорит,  юриспруденция обеспечивает финансовую возможность заниматься творчеством. А фотография помогает окунуться из прагматичного мира законов в творческий сюр.

Юля, что это за техника такая - амбротипия?

Амбротипия - это второй в истории фотографии массовый фотографический процесс, следующий за дагерротипией. По-научному её называют мокроколлодионный процесс. Причём просуществовал этот процесс в качестве основного всего 40 лет, первые 20 из них снимали на стекло - амбротипы, а вторые 20 лет снимали на металлические пластины ферротипы (тинтайпы). 

А амбротип?

Амбротип - это фотография серебром на стекле. Изображение сразу после съёмки получается позитивным на окончательном носителе - стекле. Стекло покрывается специальным лаком и ставится в рамку. Амбротипия - это моментальная фотография по старинному рецепту 1851 года. Иногда амбротипы в шутку называют полароидом 19 века.

Редкость технологии амбротипии объясняется большой трудоёмкостью и спецификой процесса. Для того, чтобы снять один кадр, требуется около часа времени, специальное оборудование и набор дорогостоящей химии. Часть ингредиентов ограничены в обороте в России - это нитрат серебра, спирт, эфир. Кроме того, технология предполагает наличие в непосредственной близости от места съёмки оборудованной фотолаборатории для немедленной обработки отснятых пластин.

Амбротипы обладают уникальными архивными свойствами, они могут храниться сотни лет. Они не выгорают, не мнутся. Это идеальный вариант для семейной реликвии. Известны амбротипы, снятые ещё в 1850-ых годах, которые и сегодня отлично выглядят, время не властно над ними. Амброс - вечный, типос - отпечаток. Амбротип - вечное изображение. Этим всё сказано.

Моему первому удачному амбротипу предшествовало почти полгода безуспешных попыток. Я подробно описывала весь путь к первому снимку в своей группе Вконтакте. Проблема была в некачественных реактивах.

Фото: предоставлено Юлией Каминской
Фото: предоставлено Юлией Каминской

Каков процесс создания амбротипа?

Сам фотоматериал изготавливается фотографом непосредственно перед съёмкой. Процесс недаром называется мокроколлодионным - съёмка и проявка возможны лишь до тех пор пока фотопластина мокрая, как только она высыхает, поры фотоматериала закрываются, и обработка материала становится невозможной. Поэтому у фотографа есть всего 10 минут с момента изготовления фотопластины на съёмку, проявку и фиксацию изображения. Проявка осуществляется в тёмной комнате при красном свете. Поэтому для того чтобы снимать амбротипы вне студии мне приходится брать с собой походную фотолабораторию и все реактивы. К съёмке каждого следующего кадра я могу приступить только после завершения полного цикла обработки предыдущего кадра.

Тем не менее я убеждена, что результат стоит всех этих усилий. Радость от удачного снимка ни с чем не сравнима. Я занимаюсь этим уже четыре года, но каждый раз испытываю непередаваемый трепет в момент проявки каждой пластины и огромную радость, если кадр оказывается удачным.

Теперь у вас есть студия амбротипии. Расскажите о ней.

Из Питера в Читу я привезла идею создать в Чите некий фотоцентр, способствующий развитию местных молодых фотографов. Возможно, я вернусь к этой идее когда-нибудь, а пока она трансформировалась в идею студии амбротипии. Огромное спасибо друзьям и коллегам, которые подбадривали и поддерживали меня в начале этого пути. Отдельное спасибо Никите Шелехову, который впервые озвучил идею снимать на деревянный фотоаппарат, и я подумала, а почему бы и нет, и Дмитрию Полтавскому, который поддержал меня в этом вопросе информационно.

Так в 2018 году в Чите появилась первая студия амбротипии AMBROLAB. Это единственная студия от Новосибирска до Владивостока, где снимают амбротипы. Интересно, что когда в Забайкалье пришла фотография, этот процесс уже устарел и не использовался фотографами. Первые фотографы на нашей земле снимали на желатиновые пластины. Оригиналы таких пластин хранятся в Забайкальском краевом краеведческом музее им. А.К. Кузнецова. Я интересовалась этим вопросом и сотрудники музея подтвердили, что информация о съёмке данным методом в истории нашего края не значилась. Поэтому, есть все основания утверждать, что первый амбротип в Чите был снят 9 мая 2018 года в моей студии.

Можно ли в технике амбротипии запечатлеть человека?

Кажется, что амбротип - идеальная технология именно для съёмки портретов. Люди на амбротипах выглядят немного иначе, чем привыкли себя видеть, но закономерно нравятся сами себе. Амбротип ещё называют фотографией души. Это объясняется тем, что съёмка происходит при достаточно длительной выдержке, по сравнению с цифровой фотографией, до 20 секунд, и это позволяет получить более эмоционально глубокие портреты

Фото: предоставлено Юлией Каминской

Портрет на стекле - это, безусловно, работа фотографа и модели. Его ценность мы создаём совместно в процессе съёмки. Съёмка амбротипа - это ни с чем не сравнимое приключение. Я снимаю на деревянный фотоаппарат большого формата и старинную оптику, точно так же, как в это делалось в 19 веке. Я намеренно не отклоняюсь от классической рецептуры и технологии. Помимо непосредственно съёмки гости студии участвуют в проявке и фиксировании изображения. Момент появления портрета на стекле не оставляет равнодушным никого. И что ещё для меня особенно ценно в амбротипии, так это то, что в этих портретах всё правда и всё естественно, нет никакой ретуши, и исправлений в фотошопе. При этом при правильном обращении оптика большого формата деликатно “работает с кожей” модели, и ретушь просто ни к чему. Эти фотографии фиксируют реальность и способны пронести её сквозь века.

Не зря популярным рекламным слоганом амбротипистов конца 19 века был призыв “сделай свой портрет, пока не поздно!”

Фото: предоставлено Юлией Каминской

Скажите, зарабатываете ли вы на этом или это для себя, для читинцев?

Для меня амбротипия - это прежде всего творческая реализация, ну а творчеством хочется делиться, и любое творчество нуждается в материальной подпитке, поэтому я всегда открыта к сотрудничеству. Хочется попробовать себя в съёмке массовых групповых портретов, например портретов коллективов предприятий. Знаю, что на Главпочтамте хранятся групповые портреты работников почты конца 19 века, выполненные А.К. Кузнецовым. Хотелось бы снять что-то подобное на стекло. С учётом капризности процесса, это очень сложная и ответственная задача, но думаю, что скоро я буду к этому готова.

Что бы вы пожелали тому, кто решится найти себя в этом же направлении? 

Я советую взвесить все за и против, а решившись - действовать. Если очень захотеть, можно в космос полететь! Это сложный, но очень интересный путь, дерзайте!

Фото: предоставлено Юлией Каминской

Комментарии
Пока нет ни одного комментария. Станьте первым!
Поиск
Вход
Имя пользователя
Нажимая на кнопку "Войти", вы соглашаетесь с правилами обработки данных