Красота на «Газели»: каково женщине быть водителем маршрутки?
Блондинка за рулем – это явно не про нее. Мужское имя, мужская профессия. На дороге она как рыба в воде: умело маневрирует среди четырехколесных рифов и с легкостью уходит от «акул», жаждущих «подрезать» белокурую «маршрутчицу». Наша собеседница - Александра Ковалева, водитель 35 маршрута, - знает, как избежать аварии на дороге и предотвратить столкновение взглядов в салоне своего автомобиля. «Гуранка» прокатилась с одной из немногих представительниц прекрасного пола, решившихся разбавить своим женским очарованием брутальный мужской коллектив.
«Сначала
я водила троллейбус»…
Наблюдать за Александрой Ковалевой с пассажирского
сидения мне доводилось не раз. Наконец, мое любопытство взяло верх, и вот Саша
сидит напротив меня уже в качестве собеседницы. Разговаривать за рулем – табу,
поэтому встретиться решили в выходной, которых у нашей героини не так много. Александра
пришла не одна. Поддержать любимую маму во время ее первого интервью вызвались
шестилетний Ярослав и тринадцатилетняя Олеся. С такой командой никакие
журналисты не страшны. А когда за плечами многолетний опыт общения с
пассажирами – пожилыми, юными, разговорчивыми, нервными – ни о каком волнении и
речи быть не может. Разговор с таким человеком обречен стать легким и
непринужденным. Вопрос, который интересовал меня с тех пор, как я впервые
увидела Сашу на ее рабочем месте, почему девушка выбрала столь сложную даже для
многих мужчин профессию, требующую стальных нервов, каменного терпения и
железного здоровья?
- Мой папа был водителем, - начала Александра, - работал
дальнобойщиком, на «будке», водил бензовоз. Частенько брал с собой на работу,
каталась с ним везде. Так что желание сесть за руль у меня появилось еще в
детстве. В 12 лет я уже могла управлять транспортом. Папа даже на «ЗИЛе»
(советский грузовой автомобиль) учил ездить. Получить права труда не составило,
габаритов я тоже никогда не боялась, поэтому, когда пришло время, легко выучилась на водителя троллейбуса.
Обучение длилось тогда 8 месяцев.
- Волновалась первое время? Все-таки управлять
такой габаритной машиной, да еще и людей перевозить – дело сложное и ответственное.
- Нет. Не
волновалась, не паниковала. Отучилась, сразу села и поехала. Шесть лет я там
отработала. Даже побеждала в конкурсах - стала второй девушкой в истории
троллейбусного депо, которая завоевала звание лучшего водителя. До сих пор меня
там помнят и рассказывают обо мне нынешним сотрудникам.
-
А что за конкурс такой?
- Это был
конкурс на звание лучшего водителя. Раньше в троллейбусном депо его проводили
регулярно. Проверяли мастерство, умение держаться. Нужно было выполнить упражнения:
змейку, заезд в гараж и т.д., рассказать об устройстве троллейбуса, провести
импровизированную экскурсию по городу - рассказать про какой-нибудь памятник в
«агушку», так мы называли громкоговоритель.
-
Да, да, помню, в старых троллейбусах водители часто уж очень неразборчиво
что-то вещали в эту самую «агушку». Много шуток было по этому поводу.
- Это, наверное, у кого как. Я всегда старалась
четко объявлять остановки. Видимо, до сих пор это осталось. По сей день, когда
спрашиваю на маршруте об остановках, все удивляются: ничего себе, какой голос
звонкий, громкий.
Любовь
пересадила на «Газель»
-
Почему решили пересесть на «Газель»?
- Тогда я встретила будущего мужа. Я ездила на
троллейбусе «шестерке», он был водителем 35-й маршрутки. В общем, были
конкурентами – маршрут у нас пересекался. Так и познакомились, на работе. Предложил
выучиться на водителя категории «Д» (водитель автобуса). Еще когда работала в
троллейбусном, появилось желание пересесть на ГАЗель. Сначала пробовала себя,
стажировалась на выходных. А через полгода уже окончательно поменяла место
работы. С мужем и по сей день коллеги.
-
Чем сложнее управлять – троллейбусом или «маршруткой»?
- Для меня и то, и другое - легко. Но троллейбус, я
бы сказала, - это более женский вид
транспорта. Там всего 2 педали, а ГАЗель – это механика, не каждый может
справиться. Особенно, по нашим пробкам. Да еще время нагонять – мы же по
времени ездим. Вообще, на маршруте работать сложнее. В троллейбусном и график
был поудобнее, успевала и отдохнуть, и домашние дела сделать. А здесь - с утра
и до вечера.
- Кажется, что большую часть жизни вы провели за
рулем…
- Общий стаж водителя у меня – 10 лет. А сколько еще
без прав на мотоцикле ездила. Вообще, могу управлять любым видом транспорта.
Когда училась на категорию «Д», даже на «ЛАЗе» (советский городской автобус)
ездила.
«Увидят
девушку, удивятся и пропустят»
Александра – не единственная, но пока одна из немногих
в своем деле. По крайней мере, в нашем городе. И хотя женщина за рулем, пусть
даже автобуса, - это уже общемировая тенденция, гендерные стереотипы все еще
сильны настолько, что представительницы прекрасного пола на дороге, как и пару
десятков лет назад, то и дело ловят скептические взгляды и выслушивают колкие
комментарии. К сожалению, статистика в этом случае не на нашей стороне: женщины
пока «рулят» по количеству ДТП. В то же время, те, кто эту статистку ведет, отмечают,
что именно в серьезные аварии, девушки попадают реже мужчин. В аккуратности
дамам точно не откажешь.
Тем не менее,
мы все еще становимся героинями обидных анекдотов. А пока над нами смеются, мы
продолжаем оттачивать мастерство. Никто не поспорит, что автоледи, готовых дать
фору любому джентельмену, год от года становится все больше. Одна из них –
сегодня перед нами.
«Есть много критериев, которым должен
соответствовать водитель автобуса, к примеру, отсутствие на его счету ДТП и
серьезных нарушений, и пол здесь никакого значения не имеет,- поясняет
индивидуальный предприниматель Артем Меняйло, - Александра – ответственная,
нареканий к ее работе нет. Кроме того, она активно занимается социальной
работой. Она была одной из тех, кто оказывал помощь людям, пострадавшим от
наводнения».
-
Александра, за 10 лет часто возникали сложности на дороге?
- Серьезных ДТП не было. Незначительные нарушения,
разве что, в самом начале карьеры, еще когда водила троллейбус и только
привыкала к габаритам. Стараюсь аккуратно водить.
-
Как вы относитесь к стереотипу «женщина за рулем – это обезьяна с гранатой»?
Часто ли приходится слышать подобные комментарии на дорогах?
- Я так не считаю. Хотя, если речь идет именно о
профессии водителя, здесь, как и в любом деле, это должно быть в душе, в крови.
Все-таки любительские права – это совсем другое. Если не получается, лучше не
рисковать. Что касается неприятных комментариев, сталкиваюсь с этим не часто.
Но встречаются и, так сказать, злые водители. Бывает, и не пропускают. Но, как
правило, если выглянешь в форточку, увидят девушку, удивятся и обязательно пропустят. Бывает, конечно, и
кричат. Но я стараюсь реагировать спокойно, не отвечать грубостью на грубость.
«Здравствуй,
Саша, спасибо, Саша…»
-
Как ладите с коллегами по цеху? В мужском коллективе нравы, наверное, суровые…
- Коллеги ко мне относятся хорошо, с уважением. Даже
если со временем затяну, они меня не ругают. Видят во мне, прежде всего, девушку,
а не «своего парня».
- Работа с людьми всегда сопряжена с сильным
стрессом. Как вы выходите из конфликтных ситуаций?
- Стараюсь промолчать. Но, бывает, устаешь до такой
степени, что просто не выдерживаешь. Но до грубости не доходит. Максимум, голос
повысишь, но сразу стараешься успокоиться и замолчать. Тем более, пассажиры
бывают такие, что лучше лишний раз промолчать.
-
Кстати, часто ли пассажиры удивляются, видя на водительском месте симпатичную
девушку?
- Когда я только вышла, для многих это было дико.
Бывало, зайдут, сядут, доедут, а потом выходят: «Ничего себе! Мы с девушкой
ехали!». А сейчас у меня уже пассажиры все свои. Недавно произошел инцидент.
Так получилось, что мы задерживались, долгое время не было на маршруте машины.
Хотя я ехала согласно расписанию. Села женщина и сразу давай ругаться, даже
жаловаться собиралась. Тут пассажиры начали меня защищать: «Этот водитель
всегда к нам вовремя приезжает, правила не нарушает». Похвалили, защитили, в
общем, меня. Конфликт был исчерпан. Пассажиры уже и по имени меня знают,
заходят: «Здравствуй, Саша. Спасибо, Саша».
-
Саша, а может быть, ваше имя отчасти и повлияло на выбор профессии?
- Да. Я третья, младшая, дочь в семье. Родители
ждали мальчика, а родилась я. Но назвать все-таки решили Сашей. Я всегда больше
любила носить брюки. Платья - разве что в раннем детстве. Сейчас иногда
надеваю, дети аж удивляются. Но женственность все равно присутствует. Стараюсь
следить за собой. В салоны, конечно, хожу редко, больше под настроение. Но
домашний уход – масочки разные – обязательно.
Все
дороги ведут домой
Водитель – он как пионер: в мороз, и в зной, и в
ураган – всегда готов выйти на маршрут. Именно в такие моменты, когда замерзшие,
промокшие до нитки, усталые пассажиры, как спасения ждут автобуса, прячась под
узкой крышей остановочного павильона, ощущается важность этой профессии. От
рассвета и до заката – «за баранкой». И как только у нашей героини на все хватает
времени и сил с таким-то графиком?..
- До того, как стала водителем, любила готовить что-то
интересное, получалось хорошо. А сейчас, к сожалению, времени совсем нет. По хозяйству
помогает старшая дочь. Младший, Ярослав, в этом году пошел в первый класс. Он у
нас тоже уже неплохо за рулем держится. Тренируемся рядом с домом. До педалей
еще, конечно, не достает, но машину чувствует хорошо. А вот Олеся за руль не
хочет, хотя и ноги давно уже достают (смеется).
-
Олеся, неужели не хочешь продолжить семейную традицию?
- Не знаю. Просто не интересуюсь этим. Я увлекаюсь
танцами.
-
А ты, Ярослав, не боишься садиться за руль?
- Нет. Я просто пытаюсь чувствовать дорогу. И
никогда не отвожу от нее глаз, смотрю внимательно. Это все благодаря маме, она
меня учит уже с 6 лет. А еще я очень люблю спорт. Хорошо бегаю.
-
Спортом тоже вместе с мамой занимаетесь?
- Нет. Мама у нас не спортсмен.
- На спорт, конечно, времени не хватает, как и на
другие увлечения. Работа занимает практически все время, с 6 утра и до 10
вечера. На выходных – стараешься успеть переделать все домашние дела.
-
Как отдыхаете от работы?
- Всей семьей ездим на озера. Я люблю рыбачить, это
успокаивает нервы, особенно нравится, когда клев идет. Еще я хорошо плаваю, это
тоже снимает напряжение.
-
Не возникает желания сменить работу, найти что-то более спокойное, в
каком-нибудь уютном офисе с 9.00 до 18.00?
- Нет. Ведь это любимая работа. В детстве я мечтала
стать парикмахером, даже выучилась. Немного поработала, но поняла, что это - не
мое. Я люблю водить машину, а еще нравится с людьми работать, с моими
пассажирами. И они отвечают мне взаимностью.
-
Спасибо за беседу. Всего вам доброго и удачи на дорогах!
Чтобы добавить комментарий, вам необходимо авторизоваться