Красота на «Газели»: каково женщине быть водителем маршрутки?

6
Блондинка за рулем – это явно не про нее. Мужское имя, мужская профессия. На дороге она как рыба в воде: умело маневрирует среди четырехколесных рифов и с легкостью уходит от «акул», жаждущих «подрезать» белокурую «маршрутчицу». Наша собеседница - Александра Ковалева, водитель 35 маршрута, - знает, как избежать аварии на дороге и предотвратить столкновение взглядов в салоне своего автомобиля. «Гуранка» прокатилась с одной из немногих представительниц прекрасного пола, решившихся разбавить своим женским очарованием брутальный мужской коллектив.

«Сначала я водила троллейбус»…

Наблюдать за Александрой Ковалевой с пассажирского сидения мне доводилось не раз. Наконец, мое любопытство взяло верх, и вот Саша сидит напротив меня уже в качестве собеседницы. Разговаривать за рулем – табу, поэтому встретиться решили в выходной, которых у нашей героини не так много. Александра пришла не одна. Поддержать любимую маму во время ее первого интервью вызвались шестилетний Ярослав и тринадцатилетняя Олеся. С такой командой никакие журналисты не страшны. А когда за плечами многолетний опыт общения с пассажирами – пожилыми, юными, разговорчивыми, нервными – ни о каком волнении и речи быть не может. Разговор с таким человеком обречен стать легким и непринужденным. Вопрос, который интересовал меня с тех пор, как я впервые увидела Сашу на ее рабочем месте, почему девушка выбрала столь сложную даже для многих мужчин профессию, требующую стальных нервов, каменного терпения и железного здоровья?

- Мой папа был водителем, - начала Александра, - работал дальнобойщиком, на «будке», водил бензовоз. Частенько брал с собой на работу, каталась с ним везде. Так что желание сесть за руль у меня появилось еще в детстве. В 12 лет я уже могла управлять транспортом. Папа даже на «ЗИЛе» (советский грузовой автомобиль) учил ездить. Получить права труда не составило, габаритов я тоже никогда не боялась, поэтому, когда пришло время,  легко выучилась на водителя троллейбуса. Обучение длилось тогда 8 месяцев.

- Волновалась первое время? Все-таки управлять такой габаритной машиной, да еще и людей перевозить  – дело сложное и ответственное.

- Нет. Не волновалась, не паниковала. Отучилась, сразу села и поехала. Шесть лет я там отработала. Даже побеждала в конкурсах - стала второй девушкой в истории троллейбусного депо, которая завоевала звание лучшего водителя. До сих пор меня там помнят и рассказывают обо мне нынешним сотрудникам.

- А что за конкурс такой?

- Это был конкурс на звание лучшего водителя. Раньше в троллейбусном депо его проводили регулярно. Проверяли мастерство, умение держаться. Нужно было выполнить упражнения: змейку, заезд в гараж и т.д., рассказать об устройстве троллейбуса, провести импровизированную экскурсию по городу - рассказать про какой-нибудь памятник в «агушку», так мы называли громкоговоритель.

- Да, да, помню, в старых троллейбусах водители часто уж очень неразборчиво что-то вещали в эту самую «агушку». Много шуток было по этому поводу.

- Это, наверное, у кого как. Я всегда старалась четко объявлять остановки. Видимо, до сих пор это осталось. По сей день, когда спрашиваю на маршруте об остановках, все удивляются: ничего себе, какой голос звонкий, громкий.

Любовь пересадила на «Газель»

- Почему решили пересесть на «Газель»?

- Тогда я встретила будущего мужа. Я ездила на троллейбусе «шестерке», он был водителем 35-й маршрутки. В общем, были конкурентами – маршрут у нас пересекался. Так и познакомились, на работе. Предложил выучиться на водителя категории «Д» (водитель автобуса). Еще когда работала в троллейбусном, появилось желание пересесть на ГАЗель. Сначала пробовала себя, стажировалась на выходных. А через полгода уже окончательно поменяла место работы. С мужем и по сей день коллеги.

- Чем сложнее управлять – троллейбусом или «маршруткой»?

- Для меня и то, и другое - легко. Но троллейбус, я бы сказала, -  это более женский вид транспорта. Там всего 2 педали, а ГАЗель – это механика, не каждый может справиться. Особенно, по нашим пробкам. Да еще время нагонять – мы же по времени ездим. Вообще, на маршруте работать сложнее. В троллейбусном и график был поудобнее, успевала и отдохнуть, и домашние дела сделать. А здесь - с утра и до вечера.

- Кажется, что большую часть жизни вы провели за рулем…

- Общий стаж водителя у меня – 10 лет. А сколько еще без прав на мотоцикле ездила. Вообще, могу управлять любым видом транспорта. Когда училась на категорию «Д», даже на «ЛАЗе» (советский городской автобус) ездила.

«Увидят девушку, удивятся и пропустят»

Александра – не единственная, но пока одна из немногих в своем деле. По крайней мере, в нашем городе. И хотя женщина за рулем, пусть даже автобуса, - это уже общемировая тенденция, гендерные стереотипы все еще сильны настолько, что представительницы прекрасного пола на дороге, как и пару десятков лет назад, то и дело ловят скептические взгляды и выслушивают колкие комментарии. К сожалению, статистика в этом случае не на нашей стороне: женщины пока «рулят» по количеству ДТП. В то же время, те, кто эту статистку ведет, отмечают, что именно в серьезные аварии, девушки попадают реже мужчин. В аккуратности дамам точно не откажешь.

Тем не менее, мы все еще становимся героинями обидных анекдотов. А пока над нами смеются, мы продолжаем оттачивать мастерство. Никто не поспорит, что автоледи, готовых дать фору любому джентельмену, год от года становится все больше. Одна из них – сегодня перед нами.

«Есть много критериев, которым должен соответствовать водитель автобуса, к примеру, отсутствие на его счету ДТП и серьезных нарушений, и пол здесь никакого значения не имеет,- поясняет индивидуальный предприниматель Артем Меняйло, - Александра – ответственная, нареканий к ее работе нет. Кроме того, она активно занимается социальной работой. Она была одной из тех, кто оказывал помощь людям, пострадавшим от наводнения».

- Александра, за 10 лет часто возникали сложности на дороге?

- Серьезных ДТП не было. Незначительные нарушения, разве что, в самом начале карьеры, еще когда водила троллейбус и только привыкала к габаритам. Стараюсь аккуратно водить.

- Как вы относитесь к стереотипу «женщина за рулем – это обезьяна с гранатой»? Часто ли приходится слышать подобные комментарии на дорогах?

- Я так не считаю. Хотя, если речь идет именно о профессии водителя, здесь, как и в любом деле, это должно быть в душе, в крови. Все-таки любительские права – это совсем другое. Если не получается, лучше не рисковать. Что касается неприятных комментариев, сталкиваюсь с этим не часто. Но встречаются и, так сказать, злые водители. Бывает, и не пропускают. Но, как правило, если выглянешь в форточку, увидят девушку, удивятся и  обязательно пропустят. Бывает, конечно, и кричат. Но я стараюсь реагировать спокойно, не отвечать грубостью на грубость.

«Здравствуй, Саша, спасибо, Саша…»

- Как ладите с коллегами по цеху? В мужском коллективе нравы, наверное, суровые…

- Коллеги ко мне относятся хорошо, с уважением. Даже если со временем затяну, они меня не ругают. Видят во мне, прежде всего, девушку, а не «своего парня».

-  Работа с людьми всегда сопряжена с сильным стрессом. Как вы выходите из конфликтных ситуаций?

- Стараюсь промолчать. Но, бывает, устаешь до такой степени, что просто не выдерживаешь. Но до грубости не доходит. Максимум, голос повысишь, но сразу стараешься успокоиться и замолчать. Тем более, пассажиры бывают такие, что лучше лишний раз промолчать.

- Кстати, часто ли пассажиры удивляются, видя на водительском месте симпатичную девушку?

- Когда я только вышла, для многих это было дико. Бывало, зайдут, сядут, доедут, а потом выходят: «Ничего себе! Мы с девушкой ехали!». А сейчас у меня уже пассажиры все свои. Недавно произошел инцидент. Так получилось, что мы задерживались, долгое время не было на маршруте машины. Хотя я ехала согласно расписанию. Села женщина и сразу давай ругаться, даже жаловаться собиралась. Тут пассажиры начали меня защищать: «Этот водитель всегда к нам вовремя приезжает, правила не нарушает». Похвалили, защитили, в общем, меня. Конфликт был исчерпан. Пассажиры уже и по имени меня знают, заходят: «Здравствуй, Саша. Спасибо, Саша».

- Саша, а может быть, ваше имя отчасти и повлияло на выбор профессии?

- Да. Я третья, младшая, дочь в семье. Родители ждали мальчика, а родилась я. Но назвать все-таки решили Сашей. Я всегда больше любила носить брюки. Платья - разве что в раннем детстве. Сейчас иногда надеваю, дети аж удивляются. Но женственность все равно присутствует. Стараюсь следить за собой. В салоны, конечно, хожу редко, больше под настроение. Но домашний уход – масочки разные – обязательно.

Все дороги ведут домой

Водитель – он как пионер: в мороз, и в зной, и в ураган – всегда готов выйти на маршрут. Именно в такие моменты, когда замерзшие, промокшие до нитки, усталые пассажиры, как спасения ждут автобуса, прячась под узкой крышей остановочного павильона, ощущается важность этой профессии. От рассвета и до заката – «за баранкой». И как только у нашей героини на все хватает времени и сил с таким-то графиком?..

- До того, как стала водителем, любила готовить что-то интересное, получалось хорошо. А сейчас, к сожалению, времени совсем нет. По хозяйству помогает старшая дочь. Младший, Ярослав, в этом году пошел в первый класс. Он у нас тоже уже неплохо за рулем держится. Тренируемся рядом с домом. До педалей еще, конечно, не достает, но машину чувствует хорошо. А вот Олеся за руль не хочет, хотя и ноги давно уже достают (смеется).

- Олеся, неужели не хочешь продолжить семейную традицию?

- Не знаю. Просто не интересуюсь этим. Я увлекаюсь танцами.

- А ты, Ярослав, не боишься садиться за руль?

- Нет. Я просто пытаюсь чувствовать дорогу. И никогда не отвожу от нее глаз, смотрю внимательно. Это все благодаря маме, она меня учит уже с 6 лет. А еще я очень люблю спорт. Хорошо бегаю.

- Спортом тоже вместе с мамой занимаетесь?

- Нет. Мама у нас не спортсмен.

- На спорт, конечно, времени не хватает, как и на другие увлечения. Работа занимает практически все время, с 6 утра и до 10 вечера. На выходных – стараешься успеть переделать все домашние  дела.

- Как отдыхаете от работы?

- Всей семьей ездим на озера. Я люблю рыбачить, это успокаивает нервы, особенно нравится, когда клев идет. Еще я хорошо плаваю, это тоже снимает напряжение.

- Не возникает желания сменить работу, найти что-то более спокойное, в каком-нибудь уютном офисе с 9.00 до 18.00?

- Нет. Ведь это любимая работа. В детстве я мечтала стать парикмахером, даже выучилась. Немного поработала, но поняла, что это - не мое. Я люблю водить машину, а еще нравится с людьми работать, с моими пассажирами. И они отвечают мне взаимностью.

- Спасибо за беседу. Всего вам доброго и удачи на дорогах!

Комментарии (6)
06.09.2018 06:09   Гость_ЛоЛиТа
Интересная женщина! С удовольствием прочла статью.
Интересная женщина! С удовольствием прочла статью.
Ответить
06.09.2018 07:57   Гость_Александра
Очень классный материал!
Очень классный материал!
Ответить
06.09.2018 16:55   Гость_
Да, мне тоже понравился!
Да, мне тоже понравился!
Ответить
09.09.2018 07:09   Гость_Дарья
Шурка,молодчинка,знаю её лично,в троллейбусном работали))) иногда с ней на маршрутке совпадаю,всегда приятно её видеть...
Шурка,молодчинка,знаю её лично,в троллейбусном работали))) иногда с ней на маршрутке совпадаю,всегда приятно её видеть...
Ответить
09.09.2018 12:03   Гость_Гость
Часто с ней езжу. Водит аккуратно и быстро. Умница!
Часто с ней езжу. Водит аккуратно и быстро. Умница!
Ответить
13.09.2018 08:58   Гость_Саша
Спасибо ! стараемся
Спасибо ! стараемся
Ответить
Добавить комментарий
Поиск
Вход
Имя пользователя