Человек за кадром: 40 лет она создает телеэфир Читы
Она всю жизнь работала там, где зажигаются звёзды. Бежит волшебная строка суфлёра, яркий свет от камер заглядывает в глаза. Она сделала сотни, а то и тысячи передач, её имя не раз мелькало в титрах, но сама она оставалась «бойцом невидимого фронта». Во всемирный День телевидения мы решили исправить эту несправедливость. Итак, в фокусе внимания «Гуранки» - заслуженный работник культуры Читинской области, ветеран труда, действующий специалист монтажа ГТРК «Чита», - Наталья Небольсина.
Рыжеволосая, всегда с укладкой и маникюром, требовательная к работе и яркая в жизни. Вот уже 40 лет подряд она день ото дня превращает «сырое» видео в сюжеты и передачи. При этом в каждый кадр вкладывает душу. «Погоди-ка, у меня архивчик где-то был, сейчас мы его поищем», - часто слышат от Натальи Владимировны корреспонденты. За почти полвека работы ей пришлось как минимум 4 раза переучиваться, чтобы работать на новой технике. Несмотря на все сложности, она остаётся без преувеличения лучшей в своей профессии.
Остановка эфира - как остановка сердца
«Кадр-103», вот это видеомагнитофон, с которого я и начала свою работу», - показывает Наталья Владимировна на огромный агрегат. Как отсмотреть видеоряд, отслушать синхроны - интервью на языке телевизионщиков, - на видеомагнитофоне, который больше похож на шкаф, новому работнику телевидения представить сложно. А в 70х годах такая техника молодых специалистов приводила в восторг.
Сорок лет назад попасть на ТВ считалось большой удачей. Наталье - удалось. После 8 лет работы в бюро погоды молодая девушка пришла в цех видеозаписи. Поразили великаны-видеомагнитофоны, реки видеоплёнок. Зачарованный мир затягивал волшебством синего экрана, и в то же время отталкивал тяжёлой реальностью. Чего стоили пятикилограммовые кассеты видеоленты. Для передачи их нужно было порой носить по несколько штук. Хрупкие девушки словно греческие вазы ставили их на бедро и шли в цех.
Сегодня эфир на телевидении «выдают» режиссёры, а монтажёры только готовят материал, тогда же в выдаче эфира непосредственно участвовали специалисты цеха видеозаписи. Наталья Владимировна рассказывает, ответственность была – колоссальная: «У нас был случай. Начался эфир. Нам дали команду по связи «Мотор», мы должны запустить оборудование. Я слышу, что кнопку запуска нажали, а лента приклеилась к видеоголовке, и картинка не идёт. Решение пришлось принимать молниеносно. Мы в этот момент включаем второй видеомагнитофон. Я за секунды снимаю ленту, она весит 5 килограммов, переставляю её, кричу по связи – запуск! В это время в эфире - техостановка. А если 5 секунд в эфире нет видео - это брак. Если меньше - это замечание всему коллективу. У нас в тот раз была остановка в 10 секунд – это как остановка сердца».
И таких случаев за годы работы было масса. До сих пор бывает такое, что экстренный сюжет готовится прямо во время прямого эфира. Результат работы целой бригады – зависит от специалиста монтажа. Наталья Владимировна всегда успевает. Неслучайно из всех монтажёров телерадиокомпании она - самый титулованный специалист.
Любовь - работа
Говорят, браки заключаются на небесах. Для сотрудников читинского телевидения такими небесами всегда было место труда. Годами на ненормированной и стрессогенной работе трудятся только влюблённые в своё дело люди. Среди них и Наталья Владимировна. На телевидении она нашла своё призвание и мужа. До сих пор с супругом они вместе и в строю ГТРК «Чита».
Про личную жизнь Наталья Владимировна рассказывать не любит – это её мир, который закрыт от посторонних глаз. А вот про сыновей порой говорит.
«Я работала посменно до 12 ночи, у меня была такая же коллега, которой так же, как и мне, не с кем было оставить ребёнка. Так мы с ней договорились и день выходной я сидела с нашими двумя, а на завтра она».
Как и все дети работников телевидения, маму Андрей и Вова видели не часто. Это, пожалуй, единственное, о чём жалеет женщина. В остальном, телевидение стало для неё домом. Будучи давно на пенсии, она не отходит от «станка».
«Мне интересно что-то придумывать. Если я увижу какой-то необычный кадр, то план, который мы поставили, на скаку я обязательно заменю. Если же я это не сделаю, я сама себя иззужу, что его не поставила».
Монтирует видео Наталья Владимировна не только наяву, но и во сне. «А монтируете вы с кассет или с «цифры»»? – спрашиваю её я. «Теперь уже на компьютере», - смеётся моя лучезарная собеседница.
Как птица Феникс – снова перерождаюсь
«Недавно изображали в передаче, что наш герой уснул и ему снится сон. Я придумала, что он должен не просто лежать и спать, а плыть при этом. Долго ломала голову, как это сделать, и сделала в итоге. Спасибо режиссеру, который не обломал мне крылья, а наоборот, поддержал идею».
С пытливостью ребёнка она до сих пор берется за каждый новый проект. Даже простое фото, на котором девочки держат венок, у неё начинает кружиться в хороводе. В её руках работа спорится, на корпоративах она первая зажигалка. В танцах - даёт фору молодёжи. Наталья Владимировна, одна из немногих, кто не покрылась нафталином, а идёт в ногу с вестями Читы. Себя порой сравнивает с птицей Феникс, которой сквозь слёзы и усилия приходилось в профессии перерождаться вновь и вновь. Коллеги надеются, что её эра на ГТРК «Чита» не закончится ещё долго.
Чтобы добавить комментарий, вам необходимо авторизоваться