Бросить жизнь в мегаполисе ради музыки в Чите: интервью с органисткой Еленой Морозовой
Елена Морозова - музыкант, органистка. Она познакомилась с органом почти случайно, но им суждено было повстречаться. И любовь к инструменту случилась сразу, с первых занятий и навсегда. Елена много лет выступала в Перми, а потом приехала к нам, в Читу по приглашению директора Забайкальской филармонии, чтобы давать концерты для забайкальцев. О ее любви и преданности к инструменту, музыке, о жизни в Чите - в этом материале.
Орган - это удивительный инструмент, и играть на нём достаточно сложно. Прежде всего нужны полифоническое мышление и хорошая координация движений. Ведь ноги здесь, как и руки, играют свою важную роль. А также нужны, конечно же, трудолюбие, усидчивость и сила воли. Всё это и проявила наша героиня, когда решила, что орган - это её инструмент.
Елена Морозова родилась и выросла в городе Кирове, где училась на пианистку. Закончила Кировский колледж музыкального искусства по классу фортепиано, и затем продолжила обучение уже в Перми, в институте культуры. Как все пианисты, стала проходить дисциплину “орган”, и после нескольких занятий на этом инструменте поняла, что нужно менять специальность.
“Было ощущение, как будто всю жизнь занималась не тем, не на том инструменте играла”, - делится с нами Елена своими первыми воспоминаниями о встрече с органом.
Так, оставив инструмент, на котором Елена играла всю жизнь, она решила начать всё с чистого листа уже с новым “другом” - органом.
- А вообще как вы можете охарактеризовать звучание органа?
- Орган может звучать по-разному – богат красками и тембрами. Есть множество групп регистров. Например, принципалы, которые имеют яркое звучание, флейтовые регистры - дают нежный, мягкий звук, язычковые регистры - имитируют звучание медных духовых инструментов оркестра, микстура - «звуковая корона органа» – придаёт звучанию блеск.
Звук органа более протяженный, даже можно сказать, нескончаемый, в отличие от остальных инструментов. Возможно, это в моей душе и откликнулось.
- А что вы думаете о современной музыке?
- Если имеете ввиду эстрадную музыку, то я её не слушаю. Но есть современные композиторы, которые пишут классическую музыку для органа. Например, произведения пермских композиторов Никиты Широкова и Евгении Кудряшовой я исполняла на Международных фестивалях современной музыки sound 59.
- Вы играете не только классические произведения, но и перекладываете музыку из фильмов, как это происходит на органе?
- Это адаптация на мой инструмент. Я взяла фортепианную редакцию и переложила её на орган, выбрав наиболее подходящие регистры.
- А образование у вас по классу органа?
- Да. Я закончила бакалавриат и магистратуру Пермского института культуры по классу органа. Училась я у замечательных педагогов - Камянской Евгении Александровны, Лабзиной Лады Владимировны и Бочковой Татьяны Рудольфовны.
- То есть у нас в России есть факультет, где учат играть именно на органе?
- Да, и не один: это, в основном, консерватории, где имеется кафедра органа. В Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Саратове, Нижнем Новгороде.
- Давайте пройдемся по репертуару ваших коллег: какую музыку, как правило, играют на органе?
- Кто-то из органистов придерживаются мнения что нужно исполнять только классическую музыку, а кто-то включает в свои программы джаз и даже рок-музыку. Что касается меня, до джаза и рок-музыки я не дохожу, потому что всё-таки надо следовать традициям. Но, как говорилось, иногда перекладываю музыку из советского кино, она хорошо ложится на орган. Экспериментирую с ней. Но, в основном, я подбираю интересные и красивые классические органные произведения. Мне самой очень нравится музыка эпохи барокко и романтизма. Публика, кстати, воспринимает одинаково хорошо и барочный репертуар, и романтический. Например, первая программа была от Баха до музыки кино, а второй концерт был построен на классической музыке. Первое отделение я посвятила музыке эпохи барокко, были исполнены произведения немецких композиторов - Винсента Любека, Иоганна Пахельбеля, Дитриха Букстехуде и Иоганна Себастьяна Баха. А во втором отделении была представлена музыка эпохи романтизма - Август Готфрид Риттер, Альфред Лефебюр-Вели, Леон Боэльман. Зрители оба отделения тепло восприняли.
Судя по тому, что билеты на ваши концерты раскупаются бойко, читинцам нравится орган.
Я для этого очень стараюсь.
- Как вы обустроились в Чите?
- Когда впервые пришла в филармонию, было ощущение, как будто уже много лет здесь проработала. Легко влилась в концертную жизнь. Про город я пока мало что могу сказать, еще привыкаю к новому климату. Климат для меня сухой очень. У нас в Перми более влажно, большое количество осадков, зимой много снега. А еще здесь ощущается сильный перепад температур.
Чита, по сравнению с Пермью, небольшой город. Я, честно признаться, дальше Екатеринбурга не ездила раньше. Поэтому Чита для меня самый восточный город, в котором я живу. В Перми зимы многоснежные, а я занимаюсь лыжным спортом и очень хотелось бы покататься на лыжах и здесь. Я их даже взяла с собой, куда я без лыж? Я же с 5 лет стою на них.
Дальше наш разговор уже не был похож на интервью. Елена пыталась выяснить, как она может покататься на лыжах здесь в Чите. Больше всего Елена удивилась тому, что снег у нас делается искусственный, а вот признание автора статьи, что покататься можно только на определенных базах, не очень вдохновило нашу героиню. И было немного стыдно признать, что добраться до мест катания у нас можно только на личном транспорте. А если нет у тебя водительского и машины, то всё, считай покататься-то и негде. Единственная маршрутка, организованная до катка на Высокогорье - слабая на неё надежда.
По признанию Елены, лыжи - это отличный способ снять статическое напряжение. Ведь игра на органе подразумевает неестественное положение конечностей. И, как признаётся музыкант, убирать зажимы от игры - необходимость. Елена рассказывает, что если зимой она катается на вышеупомянутых лыжах, то летом её сердце принадлежит велосипеду. Велопутешествия она совершает в родном Кирове.
“Я очень люблю природу и вот соединяю спорт с природой. Нравится ехать и наслаждаться красотами. Иногда вдохновение черпаю от процесса созерцания красоты вокруг”.
- А вы пишете свою музыку?
- Нет, музыку не пишу, таких талантов не имею. Я - исполнитель-интерпретатор, раскрываю слушателям замысел композитора. Стараюсь передать его через своё видение музыкального произведения, которое я воплощаю при исполнении.
А еще мы попросили Елену познакомить нас с инструментом, сыграть на нём пару композиций. И оказывается, что для игры на органе необходимо переодевать туфли (!). Специальные туфли с замшевой подошвой, которые позволяют тонко чувствовать педаль. Ведь органная педаль - полноценный участник воспроизведения. Елена уже говорила, что для игры на органе нужно рассинхронизировать руки и ноги. Руки играют одно, а ноги делают совсем другие движения. Это достаточно сложный инструмент и оттого - прекрасный.
Но всё ли дело в технике исполнения? Нет и еще раз нет. Елена признаётся, что очень важно вкладывать душу. А иначе, зритель совсем не почувствует эмоций, вкладываемых композитором. А музыкант - проводник между слушателем и автором музыкального произведения и его задача помочь прочувствовать музыку.
- Вы ведь играете и на детских представлениях, верно?
- Да, участвую и в интерактивах. Например, недавно состоялась программа «Бесстрашный детектив», где я рассказывала школьникам об органе, показывала грани настроения этого инструмента, а также предлагала угадать отрывки из мультфильмов и кино.
- Получается, органу все возрасты покорны?
- Ну получается так, но на концертах преимущественно присутствует старшее поколение.
Каждый истинный ценитель прекрасного в Чите благодарен директору филармонии Юлии Еренковой за приглашение Елены Морозовой к нам в суровый край. Елена, продолжайте радовать читинцев прекрасным звучанием органа! А тем, кто еще не был на концерте, от души рекомендуем познакомиться с этим глубоким и благородным инструментом!
Текст: предоставлено Еленой Морозовой
Чтобы добавить комментарий, вам необходимо авторизоваться