Жизнь по сценарию: как читинка стала студенткой ВГИКА и что из этого получилось

0
Журналист, телеведущая, сценарист и режиссер. О ее целеустремленности можно снимать фильмы. Но наша землячка предпочитает оставаться за кадром. Какова она, обратная сторона российской «фабрики грез», глазами новичка? Что происходит «по ту сторону» кинокамер и как туда попасть «Гуранке» рассказала начинающий режиссер, студентка ВГИКа Олеся Корепанова.

Все было как в кино

         Отмотаем пленку назад. Год 2012. В кадре – студентка-третьекурсница, смущаясь перед камерой, делает свои первые шаги в телевизионной журналистике. Кино тогдашняя Олеся Корепанова смотрит только по телевизору и пока даже не мечтает о том, что через семь лет в титрах появится ее имя.

- Еще будучи студенткой, я подрабатывала на местном развлекательном канале. Большинство наших сюжетов были постановочными, этим наши программы сильно отличались от классических новостных передач. И мне это нравилось. Одна из первых моих съемок – сюжет о работе пожарных. Я, с виду маленькая девочка, руководила огромными машинами – заставляла их синхронно выезжать из гаражей. А потом заезжать обратно. И по второму кругу. И мне это понравилось. Это стало толчком.

Это, наверное, всем начинающим журналистам нравится. А когда ты всерьез осознала, что хочешь попасть в мир кино? В какой момент мечта стала целью?

- В Чите проходил Забайкальский международный кинофестиваль, на таком событии я, конечно, была впервые. Меня все это настолько поразило, привело в восторг. Я подумала, что было бы круто к этому всему тоже как-то приблизиться. Мне понравилось там абсолютно все. Я увидела весь этот праздник, впервые увидела известных актеров, да ещё и в таком количестве! Понимаю, что профессию не выбирают по обертке, но я ее выбрала именно так. Я влюбилась в праздник, наивно думала, что кино – это и есть праздник. Позже, когда я стала работать в этой сфере, поняла, что далеко не все здесь так празднично. Кино – это адский труд. А жизнь сценаристов, режиссёров и продюсеров состоит далеко не из одних кинофестивалей. А тогда я посещала все площадки и под предлогом моей репортерской работы искала ответы на свои вопросы: подходила к актерам, режиссерам, сценаристам, спрашивала, куда можно пойти учиться, чтобы стать такой же успешной, как они.

Гости фестиваля охотно давали советы целеустремленной студентке?

- Среди гостей тогда была режиссер Алла Сурикова, я рассказала ей о том, что хотела бы попробовать себя в режиссуре. Она пригласила меня в Высшую Школу «Останкино», там у нее был свой курс: «Приезжайте, буду рада видеть, я вас запомнила». Правда, в итоге я выбрала другие курсы, более подходящие для меня на тот момент. Так я пришла в киношколу-студию «Свободное кино», где год училась режиссуре.

Вся эта идея – Москва, кино - не казалась тебе авантюрой? Ведь ты, по сути, рванула в никуда. Тысячи молодых, талантливых, творческих мечтают о кино – снимать и сниматься, но не все решаются. Ты как решилась?

- Конечно, казалось, что это авантюра в какой-то степени. Но… Когда-то мне казалось нереальным, несбыточным попасть даже на местное телевидение. В итоге я там работала. Такая же ситуация с кино.

Как твои близкие восприняли эту идею? Поддержали?

- Далеко не все восприняли мое стремление всерьез. Многие считали, что я никуда не уеду. Со стороны действительно казалось, что я ничего не делаю для того, чтобы уехать в Москву. На самом же деле я очень долго и медленно копила деньги на переезд. Зарплата у меня была маленькая. Я старалась подработать везде, где только возможно. Работала корреспондентом, ведущей прогноза погоды. Тайно в обеденный перерыв бегала снимать сюжеты для другого телеканала. Занималась копирайтингом, писала рекламные статьи.

Москва не сразу строилась

Путь к старту был долгим?

- Примерно за два года я накопила минимальную сумму, с которой можно было бы уехать, и купила билет в один конец. В какой-то момент в самолете, а летела я в первый раз, мне просто захотелось сказать: «Пилот, поверни назад, я хочу домой». Я боялась неизвестности, но назад дороги уже не было.

Ты ехала не просто в Москву, у тебя изначально была вполне определенная цель – кино.

- Да, это была моя основная цель. Но не все сразу. Работу в Москве оказалось найти сложнее, чем в Чите. Здесь ты можешь прийти в любую организацию, предложить свою кандидатуру, и если есть вакансии, тебя возьмут. В Москве ни в одну компанию, не важно, маленькую, большую, ты не можешь прийти без приглашения. Сначала нужно бесконечно рассылать резюме. Хорошо, если на сто отправленных заявок ответят хотя бы две компании.

Скоро тебе ответили? Говорят же, новичкам везет…

- Я сменила два места работы прежде, чем устроилась пиарщиком на более или менее высокую зарплату и, наконец, смогла пойти учиться в школу «Свободное кино».

И это было только начало пути…

- Да. Практически всю свою первую зарплату я отдала за обучение. Оставила себе 2 тысячи на еду на месяц. Для Москвы это - ничто. Ездила в «Ашан», покупала самые дешевые, самые необходимые продукты и распределяла их на неделю. Был такой случай, когда задержали зарплату на несколько дней, у меня тогда не осталось денег ни на дорогу, ни на хлеб. Пришлось заложить свою единственную золотую подвеску в ломбард. На эти деньги мне удалось просуществовать несколько дней.

Но оно того стоило?

- Учеба на курсах тогда была таким ярким лучиком в моей жизни. Ничего больше так не радовало. Я приходила туда и была счастлива. Я кайфовала от той информации, которую нам давали преподаватели. И ни разу не пожалела о том, что между сытой жизнью и творчеством я выбрала второе. Я была голодная, но счастливая! Мы встречались с мастерами каждые выходные, плюс нужно было ежедневно выполнять домашние задания, разрабатывать свой сценарий короткого метра.

«Я не верила, что столько людей захочет работать со мной»

Когда, наконец, удалось почувствовать себя режиссером не только своей жизни, но и своего собственного фильма?

- Первый мой опыт работы в кино – это некоммерческий проект, короткометражный фильм «Жена» по пьесе Аркадия Аверченко, моя дипломная работа. Я собрала большую команду. В основном, все работали на добровольных началах.

Команда состояла из таких же студентов?

- Я опубликовала в интернете объявление, и, на удивление, стали приходить анкеты от разных актеров с хорошим образованием, с большой фильмографией, многие из них служат в известных театрах. Например, Владимир Бутенко, у него много ролей в популярных сериалах («Полицейский с Рублевки», «Молодежка», «Отель «Элеон» - прим. автора). Я не верила, что столько людей захочет работать со мной. Их было очень много, я даже не смогла все анкеты просмотреть.

В Чите медведи по улицам ходят, а в Москве – звезды толпами гуляют по Красной площади… Шутки шутками, но в столице действительно есть, где разгуляться людям творческим. Часто случается вживую встретить тех, кого мы видим только на экране?

- Недавно из окна такси вижу, едет такой необычный автомобиль, в стиле ретро. Прямо выделяется в общем потоке, едет очень медленно. Мы с водителем приостанавливаемся, чтобы посмотреть поближе, что это за марка и видим, что за рулем – Гоша Куценко. Позже я узнала, что это были съемки какого-то нового фильма. На премьерных показах всегда можно увидеть актеров, режиссеров и их семьи.

Вернемся к твоему фильму. Что-то же привлекло актеров в твоем проекте. Разглядели потенциал?

Дело в том, что некоммерческое кино часто «выстреливает». А может и не часто! Но вероятность, что тебя заметят достаточно высокая. Если у актера в данный момент нет каких-то больших ролей, или он «простаивает», он не упустит шанс поучаствовать в таком проекте, потому что это кино может получиться неожиданно крутым, завоевать какие-то награды на фестивалях, а это всегда плюс для актера. Но моё кино крутым не получилось (смеётся).

И ты решила провести масштабную работу над ошибками…

- После съемок этого фильма я поняла, что в режиссуре более или менее разбираюсь, но вот в целом своим проектом осталась крайне недовольна. Я была уверена, что главная проблема - в сценарии. Тогда я подумала, что режиссер просто обязан понимать, как строится сценарий, и решила поступить во ВГИК - в сценарную мастерскую Зои Кудри, известной по сериалам «Граница. Таёжный роман», «Мосгаз», «Палач».

Конкурс наверняка был огромный?

- Человек 500-600 на две мастерские, если мне не изменяет память. Всего на курс прошли 40 человек. Когда поступаешь на режиссуру, либо на сценарное, для многих мастеров важно, чтобы человек пришел не «пустой», а с каким-то жизненным опытом. Идеальный студент, по словам моего мастера, тот, кто побывал в браке, обзавелся детьми, развелся. Он знает, что такое жизнь, он сможет написать кино. И когда пришла я, маленькая девочка, которая выглядит на 16 лет, никто меня всерьез не воспринял. Я доказывала, что у меня есть жизненный опыт, но мастера просто улыбались.

Своего рода естественный отбор? Но побороться все-таки стоило, ведь обучение во ВГИКе открывает большие перспективы…

- Понятно, что здесь мастера делятся с нами знаниями, опытом, учат всему, что необходимо в нашей профессии. Но во ВГИК идут учиться еще и ради «тусовки». ВГИК дает связи, полезные знакомства, проекты, работу. К нам постоянно приходят известные люди. Недавно заходил режиссер Александр Котт.

Ты ведь уже и с Егором Кончаловским успела поработать…

- «Успела поработать с Егором Кончаловским» - это громко сказано, конечно. У моего соавтора много серьезных проектов, и он меня периодически привлекает к работе над фильмами, которые могут быть мне интересны. Одним из таких проектов был фильм Егора Кончаловского. Так я с ним и познакомилась. Я наблюдала за тем, как работает Егор и, конечно, была впечатлена. Когда он разрабатывает какую-то историю, он всегда закладывает в картину кучу разных подтекстов. И ещё – каждая мысль, которую он озвучивает, работая над проектом – это почти всегда какой-то мощный образ. Я пока так не умею. Мне ещё учиться и учиться.

Удалось найти общий язык с мэтром российского кино?

- Мне кажется, с людьми такого уровня в принципе проще найти общий язык. Сейчас я работаю над документальным фильмом, съемки которого проходили в Чите. Вот с читинцами мне было намного сложнее, чем с людьми, которые имеют всероссийскую и даже мировую известность.

А что за кадром?

Какие фильмы по сценарию Олеси Корепановой мы уже можем увидеть?

- У меня пока не так много работ. Я выступила сценаристом документального фильма «Героизм по наследству. Аркадий и Николай Каманины», который вышел на телеканале «Звезда». Из игровых фильмов - недавно закончились съемки второго сезона комедийного телесериала «Динозавр-2». Много проектов, которые пока не до конца реализованы. Я писала сценарий к фильму о захвате немцами Эльбруса, но по инициативе заказчика проект временно заморожен.

И часто случается работать «в стол»?

- Когда берешься за какой-то проект, ты должен быть готов к тому, что картина может так и не дойти до зрителя. Проект может «заморозиться» в любой момент: на этапе написания сценария, во время съёмок, или в процессе монтажа. Это происходит по разным причинам: не нашли общий язык с продюсером, финансирование приостановили, актриса забеременела.

Если говорить об игровых фильмах, где ты берешь сюжеты для своих историй, характеры персонажей? Списываешь с реальных людей, событий?

- Героя найти в реальной жизни сложно. Чаще всего, берешь черты нескольких людей и соединяешь их. Важно сначала создать героя, а уже потом придумывать историю. Я всегда обращаю внимание на необычных людей, подмечаю их черты, особенности речи, привычки. Это может пригодиться для создания характера. У меня был случай, когда реальный человек стал прототипом моего персонажа.

Что это за уникальный человек?

- Я разрабатывала дипломный полнометражный игровой фильм. Хотелось создать по-настоящему глубокое кино, но каким будет главный герой, придумать никак не могла. И вот я узнаю, что в Чите живет парень, который до 20 лет не умел читать и писать. В 21 год он пошел в первый класс, учился там вместе с детьми, и я поняла: вот же он, мой персонаж! Целый год мы с ним общались, он мне рассказывал разные истории, я все это перерабатывала, потом написала сценарий к полнометражному игровому фильму.

Сложно создавать оригинальные сценарии, когда ежегодно выходят сотни фильмов? Кажется, уже обо всем было сказано и не раз.

- Существует определенная структура – некая формула, по которой создаётся кино, но без творчества и без таланта не создашь хорошую историю. Лично для меня главное – поймать волну. Вот история про этого парня меня так перевернула! Важно полюбить героя, если ты ему сопереживаешь, если тебя волнует то, что с ним происходит – скорее всего, история получится. Если ты не до конца понимаешь своего героя, не продумал его образ, не болеешь его жизнью, вряд ли что-то толковое из этого выйдет. Я всегда погружаюсь в историю. Чем бы я ни занималась – иду в бассейн, в тренажерный зал, готовлю еду – все это время я думаю о своем герое.

Сколько времени в среднем занимает работа над сценарием?

- Хороший сценарий пишется минимум год. Работа над фильмом в целом занимает года два. Хотя, знаю случаи, когда фильмы создавались быстрее.

Всегда было интересно, как на самом деле происходит съемочный процесс, что творится на площадке? Как в сериалах: «Камера! Мотор», режиссер руками размахивает, актеры в слезах, технический персонал нервно курит? Утрирую, конечно, но все же…

- Недавно пересмотрела видео со съемок одного из моих фильмов. Оказывается, я тоже бесконечно кричу на съемочной площадке, хотя в жизни практически не повышаю голос. Задача режиссера – организовать рабочий процесс, так, чтобы история получилась такой, какой была задумана. Часто актеры считают, что их персонажи должны говорить по-другому, вести себя иначе, вернуть их в нужное русло – тоже задача режиссера. Отсюда и споры на съемках.

Кино - это та сфера, где можно заработать большие деньги?

- Если ты новичок, то вряд ли. Я часто берусь за проекты, которые вообще не оплачиваются, так нарабатывается опыт, имя. Опытные сценаристы, режиссеры зарабатывают неплохо.

Из праздного любопытства спрошу, неплохо – это сколько в рублях?

- У каждого свои расценки. Кто-то берет 200 тысяч за серию, кто-то меньше, кто-то больше. Но не стоит забывать о том, что одна серия может писаться и год, и два. Один мой знакомый сценарист, например, пишет четырёхсерийку уже лет пять, наверное… Вот и посчитайте, сколько он заработает… 13 тысяч в месяц…

Но если ты именитый сценарист, можно за один сериал и миллион получить?

- А это уже как повезёт! Как работа пойдёт над проектом. Работа в кино – очень нестабильная в плане заработка. Да, сценарист может получить крупную сумму за проект, а потом несколько лет сидеть без работы и влезть в огромные долги. У меня есть знакомая, которая много лет работает сценаристом, у неё куча проектов за спиной… А сейчас заказов нет и всё – хоть убейся. Чтобы не умереть с голоду, она вынуждена работать продавцом-консультантом в магазине.

«Кто в этот мир попал, навеки счастлив стал»? Или кино – это все-таки жестокий мир?

 - Не то, чтобы жестокий, но конкуренция очень высокая. Ты можешь быть талантливым, писать крутые сценарии, но, если не сможешь обратить на себя внимание, их никто не прочитает.

И как пробиться, если ты студент, новичок, приезжий? Или это один шанс на миллион, и ты его уже использовала?

 - Если ты пробивной – у тебя все получится. Главное – общаться, ходить на киношные тусовки, знакомиться, делиться творческими идеями с продюсерами. И рано или поздно тебе ответят: «Мне нравится твоя история. А давай сделаем кино!».

Комментарии (0)
Пока нет ни одного комментария. Станьте первым!
Добавить комментарий
Поиск
Вход
Имя пользователя