“Стеклянный потолок” и другие термины о женщинах на работе

0
Женщины по всему миру сталкиваются с предвзятым отношением и другими трудностями только потому, что они женщины. Ситуации на работе, в которых женщины сталкиваются со стереотипами, даже обрели свои устойчивые названия. О них — в нашем материале.

Стеклянный потолок 

«Стеклянный потолок» (англ. «glass ceiling») — метафора, которая символизирует невидимый барьер, мешающий женщинам продвигаться по карьерной лестнице, несмотря на все их преимущества и квалификацию. Термин чаще всего применяется к женщинам, хотя может использоваться для разнообразных меньшинств.

Статистика подтверждает существование барьера. По данным РБК на 2024 год, в России гендерный разрыв зарплаты составляет 37%, а доля женщин в топ-менеджменте — всего 8,4%. Более того, 68% работающих женщин, вне зависимости от занятой ими должности, чувствуют, что им сложнее получить повышение, чем мужчинам. Более 30% мужчин признались, что отказывали кандидату при приеме на работу только из-за того, что им была женщина.

Стеклянная скала

Термин «стеклянная скала» (англ. «glass cliff») непосредственно связан с концепцией «стеклянного потолка» — он описывает ситуацию, когда женщину назначают руководителем компании в период кризиса, чтобы в случае неудачи можно было возложить на нее вину. То есть женщину ставят в заведомо проигрышное положение, с которым может не справиться руководитель любого пола. 

Женщина может согласиться на предложение о повышении в должности, даже зная о кризисе в компании. Из-за стеклянного потолка ей сложнее продвигаться по карьерной лестнице, поэтому она воспринимает должность как последний шанс. 

Почему метафора «стеклянная скала» символизирует хрупкую позицию: сорвавшись с нее, женщина теряет работу, уважение и репутацию. Стеклянная скала — это всегда высокий риск.

Материнская стена

Наименее известный в русскоязычном интернете термин «материнская стена» (англ. «maternal wall») обозначает дискриминацию и предвзятое отношение к женщинам в связи с их прошлой, настоящей или будущей беременностью. Даже вопросы работодателей о планах на беременность являются проявлением «материнской стены».

Как это проявляется: работодатель предполагает, что женщина будет менее вовлеченной в работу, менее амбициозной или компетентной из-за наличия детей или возможности их рождения. Вероятно, он стремится избежать предоставления оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком. 

К проявлениям материнской стены также относятся стереотипные ожидания от женщины как «хранительницы домашнего очага»: «Зачем ей работа, если муж может ее обеспечивать? Пусть сидит дома с ребенком».

Стереотипный образ матери в такой ситуации противоречит образу идеального работника. Также материнская стена может рассматриваться как самовозведенный барьер, когда женщины, ожидающие материнства, сами выбирают профессии, требующие более низкого уровня навыков и образования, поскольку они ожидают меньшего участия в рабочей силе в течение своей жизни. 

Проклятие компетентности

«Проклятие компетентности» (англ. «competence-likability dilemma» или «competence penalty») — термин, описывающий снижение симпатии окружающих к женщинам, которые проявляют лидерские качества, амбициозность и высокую профессиональную компетентность. 

Так, этот феномен проявляется в распространенном оскорбительном прозвище для женщин-руководителей — «мужик в юбке». Женщины могут сталкиваться не только с осуждением со стороны подруг, но и с другими проявлениями стереотипа о якобы несовместимости женственности с лидерскими качествами.

Фемвошинг

«Фемвошинг» (англ. «femwashing») — термин, обозначающий ситуацию, когда компания заявляет о своих профеминистских ценностях, но не следует им на самом деле. Таким образом организация пытается привлечь клиентов и сотрудников.

Явление фемвошинга характерно для крупных компаний. Например, H&M выпустил феминистскую линейку одежды, однако бренд известен ужасающими условиями труда для работниц низшего звена.

Все эти термины объединяет один фактор — стереотипы по отношению к женщинам на работе. Сталкивались ли вы с такими ситуациями? Делитесь в комментариях.

Фото: сгенерировано нейросетью ideogram
Комментарии

Чтобы добавить комментарий, вам необходимо авторизоваться

Пока нет ни одного комментария. Станьте первым!
Поиск
Вход
Имя пользователя
Нажимая на кнопку "Войти", вы соглашаетесь с правилами обработки данных