«Процедура ЕГЭ унижает достоинство человека» - Гуранка выслушала мнения педагогов и выпускников о едином госэкзамене

9
Буквально через две недели выпускники Читы и края сдадут юбилейный ЕГЭ. 10 лет назад эксперимент с тестовыми заданиями стал обязательным этапом в жизни для всех российских выпускников. Корреспондент Гуранка.ру узнала, как менялся единый госэкзамен в течении 10 лет, а также выяснила – действительно ли вреден ЕГЭ для выпускников, их родителей и в целом для системы российского образования.

10 лет назад единый государственный экзамен сделали обязательным для всех российских выпускников, в числе которых оказалась и я. У нас уже не было выбора - абсолютно любой предмет школьной программы нужно было сдавать в форме ЕГЭ. Но, если мне в 2009 году удалось-таки пройти все тестовые задания, спокойно выйти несколько раз в туалет и даже воспользоваться телефоном, то нынешним выпускникам лично я не завидую. Мало того, что их встречают в день экзамена люди в форме и с металлоискателем, отбирают все нужное и ненужное, так еще и задания госэкзамена ежегодно становятся сложнее. Обо всем по порядку.

Хронология событий ЕГЭ

Впервые эксперимент по введению ЕГЭ был проведён в 2001 году в республиках Чувашия, Марий Эл, Якутия, а также в Самарской и Ростовской областях. Через год эксперимент по введению единого государственного экзамена прошёл в 16 регионах России. Еще через год госэкзамен охватил 47 субъектов РФ, а в 2004 — 65 регионов страны. В 2006 ЕГЭ уже сдавали около 950 тысяч школьников в 79 регионах России. В 2008 году его сдавали во всех регионах страны свыше миллиона учащихся.

Первоначально задания по большинству предметов делились на три части: A, B, C. Часть A содержала тестовые задания, в части B на каждое задание необходимо было дать краткий ответ, а часть C состояла из одного или нескольких заданий с развёрнутым ответом. Первые две части проверял компьютер, третью - оценивали эксперты региональной экзаменационной комиссии.

С 2015/2016 учебного года из КИМов по всем предметам окончательно были удалены задания с выбором правильного ответа (часть «А). Также, в 2015 году экзамен по математике был разделён на базовый и профильный уровни. Ко всему прочему добавились досмотр выпускников металлоискателями и камеры видеонаблюдения в каждом школьном кабинете.

«Не знаю, что такое ЕГЭ и знать не хочу!»

Дарья Пьянникова

Не знаю, что такое ЕГЭ и знать не хочу! Хотя прекрасно понимаю, что растет дочь и «мои» ЕГЭ еще впереди (улыбается).

Свои выпускные и вступительные экзамены помню, как сейчас. Раннее утро, черемуха уже во всю цветет, кстати, аромат цветущей черемухи до сих пор волнует кровь, до сих пор переживаю, все ли экзамены сдала, нет ли «хвостов»?!

Выпускные экзамены, как было принято тогда, мы сдавали в родной школе, в своем классе. Вот только учителя были другие. Из нашей же школы, только другого профиля. На экзамене по русскому дежурили математики с физиками, на математике - биологи с географами, чтобы, так сказать, исключить все моменты с подсказками. А моменты все равно были. Наверное, сейчас уже можно признаться? Родители, которые разносили по партам бутерброды с колбасой и шоколад, чтобы лучше думалось, успевали шепнуть правильные ответы и своим, и даже чужим детям. Но как бы там ни было - экзамены вживую были честнее, душевнее что ли, особенно если говорить об устных дисциплинах. Тест по истории - можно и «натыкать», а попробуй, не зная, про «семеновщину» в Забайкалье рассказать, да не своему учителю, а целой школьной комиссии? А с выражением зачитать наизусть переживания Наташи Ростовой на ее первом балу? Это дорогого стоит! У меня даже платье для этого сшито было, голубое, в пол. 

Тесты ЕГЭ - для всех, а дети все разные. Гуманитариям, как я, проще рассказать предмет и доказать, что знаю на пятерку. А в тестировании и ошибиться со страха можно!

Алена Ведерникова

- Наш выпуск был последним, кто обошелся без ЕГЭ. Выпускных экзаменов было пять. Были предметы постоянно обязательные, письменная алгебра и сочинение. И каждый год в стране назначали обязательный устный. В нашем случае, третий год подряд это была история. Получалось три обязательных, два на выбор.

Начиналось все всегда с сочинения. Утром в день экзамена все при параде (дресс - код обсуждался заранее, черный низ, белый верх, девочкам никаких штанов) собирались в школе на линейку, посреди линейки на табуретке стоял телевизор. В 9.00 его включали и все в прямом эфире местного ГТРК смотрели, как мальчик тянет из лототрона шарик с номером тем сочинений.
Я на этого балбеса была обижена: 7 тем, и ни одной по «Войне и миру».

После отправлялись писать (улыбается). На экзамене и шпаргалки ловили, и сборники сочинений из-под юбок доставали. Никаких гаджетов еще не было. Результаты экзаменов вывешивали через несколько дней в школе, написанные от руки на листочках в клеточку. Ходить смотреть - вывесили или нет - было невероятно волнительно. 

- Математику по телевизору не показывали, по ощущениям - просто пришли и написали контрольную, разве что под присмотром большего количества учителей и без «решил своё - делай второй вариант». Устные экзамены нервов вызывали больше. Ночи без сна с повторением билетов, стремление обязательно пойти сдавать первой, как мама в свое время делала. А в целом... С билетами повезло, материал я знала прекрасно, и даже был какой-то кайф - вот так держать ответ перед суровой комиссией, которая нет-нет, да улыбнется (улыбается). Отсдавала на все пятерки и не могла дождаться, когда аттестат отдадут, чтобы уже в вуз документы подавать.

«Лично я осталась довольна ЕГЭ»

Юлия Данилейко

- Мы первыми его сдавали в 2003 году. Он тогда ещё был в качестве эксперимента. Русский язык при поступлении засчитали по результатам ЕГЭ, а по биологии и химии были вступительные экзамены. Было страшно, как перед обычным экзаменом, но особо нас не стращали. Телефоны не забирали, потому что в то время ни у кого их не было (улыбается). Ну и результаты в моем случае практически не влияли на поступление, так как для поступления в медакадемию необходимы были химия, биология и русский язык. Русский принимали по результатам ЕГЭ, но он и не был основным. Химия и биология сдавались в ВУЗе. Поэтому в то время я активно готовилась к сдаче основных предметов для поступления, много занималась с репетиторами, ЕГЭ прошло фоном.

- При подготовке мне нравился формат ЕГЭ. Весь год активно решали тесты. При сдаче тоже проблем не было. Лично я осталась довольна ЕГЭ. У меня по итогу 11 класса были все пятерки, кроме русского и литературы. Лично мне нравится, что сейчас благодаря ЕГЭ абитуриенты имеют возможность подавать документы в любой ВУЗ и в несколько ВУЗов одновременно. Это огромный плюс.

Анна Димова

- Я сдавала ЕГЭ 12 лет назад - в 2007. Те, которые сдавали ЕГЭ перед нами - у них был пробный, то есть если получали двойку - ставили тройку. У нас уже такого не было. Заводили в кабинет, не досматривали особо. У меня на линейке была шпора с формулами. Сидели как положено по времени. Сдавали чистовики и черновики. Задания были подобными, как мы весь год тренировались. Часть С, конечно, не всю решила. По русскому сочинение-рассуждение. Весь год тренировались писать, влёгкую написала. Обществознание и географию соответственно по знаниям. У меня все пятерки были. По баллам общий бал был 228, кажется, тогда считался высоким.

«Сказать однозначно, что ЕГЭ испортило систему образования нельзя» - мнения педагогов

Когда Оксана Трофимова, доцент кафедры русского языка и методики его преподавания ЗабГУ, эксперт предметной комиссии ЕГЭ по русскому языку пришла после университета работать в школу, ЕГЭ как раз начали вводить. Получается, Оксана Владимировна видела, как это все начиналось и во что это превратилось сегодня.

Оксана Трофимова, доцент кафедры русского языка и методики его преподавания ЗабГУ, эксперт предметной комиссии ЕГЭ по русскому языку

- Сказать однозначно, что ЕГЭ испортило систему образования нельзя, потому что в системе образования очень много изменений, напрямую не связанных с ЕГЭ. Меняются стандарты, из-за стандартов меняются требования, учебники и так далее.

Если говорить об ЕГЭ, то к плюсам можно отнести следующее.

Во-первых, мы знаем к чему готовиться. В ЕГЭ четко все прописано – есть спецификация, кодификатор, где прописаны темы, умения, которыми должен обладать ученик. Все поставлено в систему, в жесткую систему. Даётся демонстрационный вариант, график, когда это будет проводиться.

Во-вторых, на эту систему настроены ВУЗы страны – их обязали принимать абитуриентов по результатам ЕГЭ. Самые крутые ВУЗы могут, конечно, ввести какие-то дополнительные испытания, например, собеседование. Но все равно основное условие – это баллы по ЕГЭ. Это огромный плюс, что дети могут поступить туда, куда они хотят. Посмотрите, сколько детей у нас благодаря ЕГЭ учатся в ведущих вузах страны. Это дорогого стоит, я считаю.

Ну еще один существенный плюс – это возможность подавать документы в несколько ВУЗов, не выходя из дома, не выезжая из Читы. Выбирать то, что тебе подходит (бюджетное место, город и т.д.). То есть это достаточно экономично получается.

К минусам ЕГЭ я могу отнести следующее:

- Недостаточно совершенная система КИМов (контрольно-измерительных материалов). Вышли новые стандарты. Речь идет о том, что ученик должен уметь быть мобильным, быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни, уметь применять полученные умения и навыки в новой ситуации. А ЕГЭ пока что не все эти умения и навыки проверяет. Многие ЕГЭ проверяют исключительно знание правил. Например, все годы мы учим «не» с разными частями речи (в каждом классе по одной части речи). А в ЕГЭ одно задание проверяет все вот эти правила. То есть ребенку надо сообразить, какое это правило. То есть задания достаточно сложные, но на мой взгляд, они проверяют очень узкие знания.

Еще один минус, это постоянное изменение КИМов. Например, русский языка. В этом году существенно поменялось ЕГЭ. Введено новое задание на пунктуационный анализ. Поменялось сочинение – теперь не надо приводить литературные аргументы или аргументы из жизни. Надо работать исключительно по тексту. А времени не прибавилось. Этот год покажет, как дети с этим справятся. Нельзя сказать, что система ЕГЭ не меняется, ее тоже меняют, но не все так быстро получается в нашем образовании.

Еще один существенный минус – это колоссальная эмоциональная нагрузка на детей: ощущение, что ты сдаёшь и уже поступаешь в ВУЗ, накладывает ответственность. Не все могут с этим справиться.

Еще один минус, когда процесс обучения превращают в «натаскивание» на ЕГЭ, когда программу не выполняют, а занимаются только КИМами.

Однако, как бы сложно ни было, возвращение к прежнему, к той системе сдачи экзаменов – это фантастическая идея, потому что поменялась и система вузовского образования. Чтобы вернуться назад, надо поменять огромное количество вещей – это стандарты, это подходы к обучению. А зачем это делать?

Татьяна Морозова, учитель истории и обществознания СОШ №1 пгт. Горный

- Плох ли или хорош ЕГЭ - сразу так не скажешь. Но больше, наверное, плохого в ЕГЭ, чем хорошего. Вот сам экзамен собой ничего плохого не представляет. Приходит ребенок, берет задания, садится и работает в течении четырех часов. На мой взгляд, это достаточное время. Но процедура проведения экзамена направлена на унижение достоинства человека, выпускника в первую очередь. Как начинается экзамен? Приходит ребенок в школу и на входе его встречает человек с металлоискателем. Процедура сама по себе не очень способствует утверждению достоинства личности старшеклассника, показывает недоверие к ученику. Для него экзамен и так стресс – он готовится, он не спит, он переживает, для него это новое испытание. И это испытание начинается с того, что его встречают с металлоискателем на пороге школы. Это ужасно! Это признак того, что ему заведомо не верят.

- Потом по ходу проведения экзамена. Что мы хотим получить от ребенка? Мы хотим узнать - знает он предмет или нет, оценить его знания. А в итоге - результат зависит не от того, знает ли ребенок ли нет, а смог ли он во время этой процедуры проведения экзамена совладеть со своим волнением. Это первое. Второе – даже элементарно от почерка зависит -  если у ребенка неразборчивый подчерк, даже если содержание ответа великолепное, но по каким-то причинам проверяющий не смог полностью прочитать, что написал выпускник - все, оценка снижается. Если проверяющий не смог вообще прочитать - ставится ноль баллов. А может быть вариант ответа замечательный.

Вот ЕГЭ какие изначально цели преследовал? – Чтобы поставить детей в одинаковые условия. Чтобы дать равные возможности детям. Чтоб их можно было объективно, одинаково оценить. И что бы они не сдавали несколько раз экзамен – вот это хорошо – раньше как было, сдал в школе и потом сдаёшь при поступлении в ВУЗ экзамен. А тут раз сдал и больше не думаешь ни о чем. Теперь если посмотреть, экзамен не поставил учеников в одинаковые условия. Когда мы в школе детей учим, мы знаем особенности ребенка. Экзамен всех уровнял, он поставил всех в одинаковые возможности. Ученики с разными особенностями психики поставлены в одинаковые условия. Никто ничего не учитывает – это тоже плохо.

- Есть в ЕГЭ и плюсы, конечно. Вот некоторые дети стесняются устно отвечать -  вот для такого ребенка замечательно подойдет ЕГЭ. Еще вот часть А, она направлена на выбор правильного ответа. Задается вопрос и предлагается несколько вариантов ответа – это в какой степени подсказка.

В целом, если ребенок тщательно готовится к ЕГЭ в течение всего учебного процесса, то он справится с ЕГЭ. Можно сдать ЕГЭ, если ты систематически готовишься к урокам. Сдать можно, это не так сложно на мой взгляд.

В любом случае ЕГЭ основательно вошел в жизнь российских учеников, которым, хочешь – не хочешь, а придется сдать все предложенные системой образования тесты. И если к сдаче единого госэкзамена готовят в первую очередь учителя, то эмоциональное состояние каждого выпускника на экзамене зависит от его родителей. Наш постоянный эксперт, семейный психолог клиники «Академия Здоровья» Оксана Титова, расскажет, как спокойно пройти этот экзаменационный этап в жизни ребенка.

Оксана Титова, семейный психолог

- Любая контрольная или тест – это небольшой стресс. А такой судьбоносный экзамен как ЕГЭ, является стрессом, растянутым во времени, как для родителей, так и для ребенка. И вот почему. Стрессовую обстановку вокруг ЕГЭ отчасти создают учителя: «иначе ты не сдашь», «у тебя не получится», «ты не получишь высокий балл» - так «мотивируют» детей буквально с начальной школы. И родители, желая добра своему ребенку, «накручивают» его, не забывая подчеркнуть, что вся дальнейшая жизнь зависит от полученных баллов. Все, что родные говорят в период подготовки, то, каким тоном они обсуждают предстоящие испытания, какую картину рисуют, — все это ребенок «принесет» с собой на экзамен.

Как этого избежать?

- Необходимо создать дома спокойную, деловую атмосферу. Разговоры о ЕГЭ не должны вызывать сильных негативных эмоций: страха, ненависти, тревоги, чувства вины и стыда. Энергия психики должна быть направлена только на дело.

Если есть проблемы, их следует решать конструктивно. Посмотрите рекомендации ФИПИ, разборы наиболее часто встречающихся ошибок, поговорите с учителем, поймите, в каком месте есть провалы, и помогите ребенку сосредоточиться на проработке слабых мест.

Вот почему важно заранее изучить все правила: готовясь к экзамену, писать на бланках, потренироваться в их заполнении (сейчас в школах проводятся пробные экзамены – это хорошая репетиция перед ЕГЭ).

Как в целом страх ЕГЭ, переживания перед этим экзаменом могут отразиться на дальнейшее психологическое состояние подростка?

- Сама процедура сдачи ЕГЭ в высшей степени недружелюбная: выпускника заставляют сдавать личные вещи, проходить охрану. Он попадает в незнакомый класс с незнакомыми учителями, ему дают множество бланков, которые нужно правильно заполнить. А перед этим весь год ему твердили, что любое нарушение правил влечет за собой строгое наказание, а то и аннулирование результатов экзамена. Все это ведет к тому, что называется «саморазоружением», когда выпускник просто отказывается от полезных ресурсов: знаний, навыков, компетенций, эмоциональной саморегуляции. Он приходит на экзамен с опустившимися руками. Как бы человек ни был готов к предмету, в такой обстановке он испытывает шок и начинает делать ошибки, которые в нормальном состоянии ему не свойственны.

Как правильно эмоционально подготовится к ЕГЭ подростку и его родителям?

  1. Успокойтесь сами.
  2. Перестаньте нагнетать тревогу.
  3. Задайте себе вопрос: "Что самое плохое может случиться, если мой ребёнок не сдаст экзамен?" Затем честно и конкретно ответьте себе на этот вопрос, отбросив эмоции и панику. И вы поймёте, что ничего ужасного на самом деле не произойдёт. Если ребёнок не сдал экзамен, жизнь на этом не заканчивается. И всегда найдутся различные пути, которыми ему можно дальше идти, важно только их увидеть, а не ослепнуть от несчастья.

Только после того, как вы успокоились сами, вы сможете успокоить ребёнка перед экзаменами. Поэтому, пожалуйста, не пропускайте первые три пункта, только после них переходите к четвёртому!

  1. Донесите до ребёнка идею, что экзамен — это не смысл жизни.И даже не цель. Это только средство, с помощью которого можно оценить свои знания.
  2. Скажите ребёнку, что, независимо от того, какую оценку он получит на экзамене, вы всё равно его любите и будете любить дальше.
  3. Скажите ребёнку, что вы не сомневаетесь, в том, что он справится.Ваша внутренняя уверенность придаст ему силы.

Гуранка.ру надеется, что советы психолога помогут нынешним выпускникам, которым абсолютно все желают удачи и ни пуха ни пера!

9 Комментарии

Чтобы добавить комментарий, вам необходимо авторизоваться

22.05.2019 09:40   Гость_Лера
Отличная статья, хорошие советы. Благодарю!
Отличная статья, хорошие советы. Благодарю!
Ответить
22.05.2019 09:50   Гость_Тиана
Полностью согласна, что вот эти металрискаиели унижают!
Полностью согласна, что вот эти металрискаиели унижают!
Ответить
22.05.2019 09:51   Гость_Бывшая ученица
Татьяна Петровна, супер! Поддерживаю!! Огромный привет!
Татьяна Петровна, супер! Поддерживаю!! Огромный привет!
Ответить
22.05.2019 09:52   Гость_Даша
Да, да, да!!! Вот это все верно. Так было стремно, когда тебя обыскивают и эта штука пищит. Жесть. Там про все забываешь!
Да, да, да!!! Вот это все верно. Так было стремно, когда тебя обыскивают и эта штука пищит. Жесть. Там про все забываешь!
Ответить
22.05.2019 09:53   Гость_Студентка.
Оксана Владимировна, все по полочкам!
Оксана Владимировна, все по полочкам!
Ответить
22.05.2019 09:54   Гость_Надя Л.
Отличная, интересная статья. Спасибо! Соглашусь с автором, что хочешь - не хочешь, а сдавать надо
Отличная, интересная статья. Спасибо! Соглашусь с автором, что хочешь - не хочешь, а сдавать надо
Ответить
22.05.2019 09:55   Гость_Выпускница.
Да, это действительно унижение. И так будет теперь всегда.
Да, это действительно унижение. И так будет теперь всегда.
Ответить
22.05.2019 09:56   Гость_Яна
Да, я тоже сдавала в те времена, когда и знать не знали, что такое ЕГЭ. И это было прекрасно. Тоже, кстати, учила отрывок, только из Пушкина. Сдала на все 5!
Да, я тоже сдавала в те времена, когда и знать не знали, что такое ЕГЭ. И это было прекрасно. Тоже, кстати, учила отрывок, только из Пушкина. Сдала на все 5!
Ответить
24.05.2019 04:35   Гость_Оля
5 лет назад сдавала ЕГЭ и это реально был стресс. Я когда писала, боялась лишний раз пошевелиться или куда-то посмотреть. Нас запугивали, что любой человек из любой точки страны может зайти на какой-то сайт и посмотреть по камерам аудитории, где пишут экзамен.
5 лет назад сдавала ЕГЭ и это реально был стресс. Я когда писала, боялась лишний раз пошевелиться или куда-то посмотреть. Нас запугивали, что любой человек из любой точки страны может зайти на какой-то сайт и посмотреть по камерам аудитории, где пишут экзамен.
Ответить
Поиск
Вход
Имя пользователя
Нажимая на кнопку "Войти", вы соглашаетесь с правилами обработки данных