“Можно я просто выключу мир?”: читинские мамы и учителя о дистанционном обучении

1
Читинские школьники, как и учащиеся всей России, вернулись к дистанционному обучению после каникул. Соцсети загудели как растревоженный улей, наполнившись возмущенными постами родителей. На что теперь похожи будни читинских мам, учителей, мам-учительниц в одном лице и самих школьников? С какими сложностями они сталкиваются ежедневно? Как относятся к онлайн обучению? Обо всем этом узнала “Гуранка”.

Переход на дистанционку внес, мягко говоря, нотку хаоса в жизни читинских родителей и учителей. Уже после первых дней обучения в родительских чатах и пабликах поднялась волна обсуждений и возмущений - вылетающий и зависающий интернет, необходимость помогать ребенку учиться и ощущение, что школа переложила все свои обязанности на плечи родителей. Стрессовыми стали будни и учителей, особенно тех, кто и сами родители, и тех, чье поколение оказалось не готовым учить детей онлайн, ведь у некоторых попросту нет компьютера или навыков работы с онлайн-режимом. Мы постарались собрать истории, которые отражают ситуацию с разных сторон и узнали о том, каково живется в нынешних условиях образовательного процесса и учителям, и родителям.

- Моя дочь учится в начальной школе. Изучить тему самостоятельно ребёнок не может, поэтому сначала учат тему родители и потом объясняют ребёнку. По крайнем мере, мы так учимся, нам дают тему и задание (Некоторые учатся по видеосвязи, там объясняет учитель). Меня это не сильно напрягает, хоть и отнимает достаточное количество времени в день, потому что я лучше знаю своего ребёнка и объясняю тему так, как ей легче и понятней. Соответственно она понимает лучше и быстрей. Я считаю это неким плюсом домашнего обучения, это как индивидуальные занятия. Но учиться так постоянно я бы не стала! Мы разобрали тему, тут же сделали домашнее задание и во второй половине дня ребенок уже спокойно отдыхает и гуляет во дворе (мы живем в своем доме).

- У меня трое школьников: 1 класс, 3 класс и 9 класс. С этим адом я столкнулась во время первого карантина зимой. Сейчас гораздо тяжелее - я работаю в банке, специфика работы такая, что приходится быть в офисе, вне дома. Младшая учится онлайн на “Учи.ру”, надо ее подключать каждый день, контролировать задания и их выполнение. Средний сын в третьем классе - им дают задания в сетевом городе и по вайберу. Каждый день нужно отправлять фото выполненных работ и контролировать своевременную отправку, и, конечно, объяснять непонятные темы. Со старшей проще, она сама все делает и отправляет, но для меня самое тревожное, что страдает подготовка к ОГЭ, так как на это надо много внимания и сил. Конечно, есть проблемы и с дисциплиной: нет такой ответственности, чтобы самим сесть и все без напоминаний сделать. Хорошо, что есть компьютер, телефон, интернет, чтобы скидывать задания и выходить онлайн на уроки. Но не у всех они есть и я не представляю, что делают те, у кого этого нет. Быть и учителем, и контролером, и мамой, и работником тяжело. Всегда боишься что-то не успеть, не досмотреть.

- Моя дочь - первоклашка. Сейчас нам на каждый день, на каждый урок учителя дают задания, согласно обычному расписанию, мы не учимся по видеосвязи. Выполнение заданий не проверяют, сами сделали - сами проверили. Объяснять ребенку ты должен все сам, конечно, бывают трудности. Помогает Интернет, ищешь что-то сам, вспоминаешь, сам изучаешь, пытаешься передать ребенку. Все это по-своему происходит, конечно, и то, как мы сейчас учимся, конечно, отличается от школьной программы. Тот факт, что мы учимся дистанционно, лично меня не сильно озадачивает, потому что я сижу в декрете с маленьким ребенком. У меня возникают трудности именно с объяснением, иногда я не могу что-то донести, приходится прибегать к каким-то хитростям.

Спасает сайт “Учи.ру”, там задания - в игровой форме. Весь наш класс зарегистрирован на этом сайте. Наша учительница настаивает, чтобы все дети, дополнительно ко всем тем заданиям, которые она дает, каждый день занимались там. На сайте дочка занимается сама, задания там интересные и они помогают. Физкультура согласно расписанию также проходит. Учитель пишет задание, например - прыжки 15 раз, приседания 20 раз и так далее и мы выполняем.

Как для меня, минус во всем этом - отсутствие режима и дисциплины. Когда встали - тогда и встали, уроки если не доделали, позже доделываем. Самому настроить режим непросто, ведь еще и домашние дела есть и младшей дочери нужно уделять время. В школе дисциплина, расписано все по времени и это хорошо.

- Я - два в одном: и родитель, и педагог. Сначала с моим (ОДНИМ!) 8-летним ребёнком я должна полдня сидеть делать задание по школьным предметам. Вторую половину дня мне нужно с ней заниматься музыкой: просматривать задание, объяснять сольфеджио, следить за правильным выполнением д/з по фортепиано, обсуждать просмотренные ролики по актерскому мастерству и сценическому движению, распевать и учить песни по вокальному ансамблю… Затем снимать это всё на видео, отсылать педагогам!

А ещё мне самой нужно заниматься со своими учениками онлайн, составлять для них задание, записывать для них видео - самой работать на «удаленке». Это всё тоже не очень удается организовать в том объеме, который был раньше по причинам, перечисленным выше и ниже. При этом, отсутствие нормального спокойного рабочего места очень сказывается и на качестве работы, и на эмоциональном состоянии. Ну, и плюс, всякого рода проблемы со связью, некорректность передачи звука голоса во время онлайн-занятий с учениками...

А ещё нужно готовить еду, убираться и, желательно, заниматься спортом! Простите, это сколько часов должно быть в сутках, чтобы всё это успевать делать?! И с каких пор я заделалась учителем по всем предметам своему ребёнку?! Кто там говорил про сериалы, прочитанные книги и разборы шкафов, время все переосмыслить?!

В такие моменты хочется сказать: «А можно я просто выключу МИР на время во всех соцсетях и мессенджерах?»

- У меня полный комплект: дочка ясельного возраста, 2 года, и детский сад не работает, школьник, 3 класс на дистанционке плюс я сама педагог, который должен каждый день учить других детей. Получается так, что пока ищешь все ссылки и готовишь задания ученикам, на это уходит целый день и я не могу со своим ребенком заниматься уроками, еще домашние дела никто не отменял. Я даже иногда, чтобы сконцентрироваться, оставляю старшего присматривать за малышкой и ухожу из дома. До обеда нахожусь в школе, в тишине и спокойствии делаю и отправляю задания своим ученикам. Прихожу домой, - а тут домашние дела, готовка, уборка, младший ребенок и домашка со старшим. Иногда до самой ночи сидим. Случается, что где-то недопоняли что-то, Интернет помогает. Мне как родителю и как педагогу, возможно было проще, если бы хоть садик работал.

Что касается коллег-педагогов в возрасте, у нас есть учитель географии Нина Григорьевна, она на пенсии, но продолжает работать. В таком режиме она впервые освоила Вайбер, а на днях спросила у меня, как мы отправляем ссылки и презентации ученикам. Мы записали алгоритм, она поняла, но сказала, что без алгоритма не сможет это сделать, запомнить. Мы сделали пробные сообщения, думаю, что все получится у нее. Ее сестра - учитель химии такого же возраста, она на пенсии, но работает, потому что нет педагога. У нее нет компьютера и планы уроков она до сих пор расписывает вручную, приходится сложнее. Я пришла ей на помощь, она мне пишет задания вручную, а я по ним ищу видеоуроки, презентации. У нас малокомплектная школа, коллектив дружный, все друг другу помогают. Из моих личных наблюдений, в больших школах по-другому складываются отношения.

- Мы уже в конце 3 четверти столкнулись с необходимостью перейти на дистанционное обучение. Было очень сложно. Даже не в техническом плане. Сложно было перестроиться самим. Но мы понимали, что карантин не должен отменять процесс обучения и превращать его в самообразование.

Тут хотелось бы отметить и поблагодарить наших самых продвинутых педагогов, которые научили весь коллектив работать дистанционно - Бакланова А.В., Мочалова М.В., Ермакову И.В. Они рассказали нам про Zoom, и мы до 10 вечера в режиме онлайн узнавали о хитростях этой программы. Научились вести прямые трансляции через YouTube. Освоили Google.Classroom. И если третью четверть мы заканчивали достаточно напряженно, потому что не привыкли ещё к этой системе, то 4 четверть началась отлично.

6 апреля в 8:30 уроки начались по расписанию. Дети и учителя сидят дома, а учебный процесс не останавливается. Все занятия строго по расписанию. Учителя объясняют материал, ребята выполняют задания, задают вопросы, тут же получают ответы. Нет тех трудностей, о которых пишет весь интернет. Единичные проблемы со связью, которые очень легко решались сразу же. Я не переживаю за то, что пропадут уроки, что мы не успеем изучить какие-то темы. Учебный процесс идёт. Дети и родители довольны. А мы - тем более.

Но я ещё и мама. У меня два школьника - дочка учится в 3 классе, а сын - в первом. Наши учителя хотели перейти в режим онлайн, но не получилось. Оказалось, что не у всех дома есть компьютеры и интернет. Поэтому задания отправляют через Viber. Видеоматериалы, упражнения. Приходится помогать разбираться с темами.

Так и живём: в первой половине дня я работаю учителем, во второй - помогаю родным детям. Как будто целый день в школе)) А что поделать? Это необходимо.

- Я работаю в лицее учителем литературы уже почти 30 лет. И всегда для меня урок литературы - это прежде всего диалог, совместное размышление над книгой. А для этого мне как учителю нужны класс и ученики. Мне нужны их глаза, голоса,  улыбки, заинтересованные, а иногда и наоборот скучающие лица. Мне нужно живое общение. Без этого о литературе говорить невозможно. И поэтому все сезонные карантины я воспринимала как серьезную профессиональную проблему. Нет, конечно, можно отправить детям задания, дать темы домашних сочинений, заставить их выполнить какие-то упражнения, но это ничтожно мало по сравнению с тем, что я должна сделать на УРОКЕ литературы. А уж когда мы все поняли масштаб сегодняшней самоизоляции, меня накрыло ощущение абсолютной катастрофы.

Очень хорошо помню свое состояние, когда на педсовете я услышала настоятельную рекомендацию всем учителям организовать дистанционное обучение через интернет-ресурсы. Сказать, что пережила шок, это не сказать ничего. Я человек прошлого. Не буду уточнять, насколько, но признаюсь, что успела побыть октябренком, пионеркой, комсомолкой, а во времена моей прекрасной молодости наивысшим достижением технического прогресса был пейджер (интересно, какой процент читающих сегодня представляют, что это такое). Нет, конечно, я умею пользоваться компьютером, зарегистрирована в «одноклассниках» и даже имею электронную почту. Но все это на уровне, как говорят сегодня, «тупого пользователя». Но чтобы начать УЧИТЬ на компьютере! Это не могло мне присниться даже в страшном кошмаре.

Признаюсь, первый порыв отчаяния – отказаться, написать заявление об уходе и спрятаться от этого ужаса. Но … Меня удивляет новое поколение, причем, как детей, так и молодых учителей. Какой-то азарт, как брошенный кем-то вызов – и тут же абсолютная готовность это испытание принять и достойно выдержать. Самые продвинутые учителя лицея, естественно, учителя физики, математики, информатики, уже через пару дней нашли в необозримых просторах интернета множество разных программ, дающих возможность по-разному, но общаться с ребятами и, главное, их учить. Когда нас обучали всех сразу, я сидела в тихой панике, ничего не понимала и пережевывала свои комплексы технической ущербности и отсталости, убеждая себя, что мне нет места в этой школе будущего. Кто-то научился быстро и уже через несколько дней начал осваивать эти формы преподавания. Со мной начали «работать» индивидуально.

Хорошо помню слова моего личного наставника по преодолению компьютерной безграмотности Михаила Васильевича, когда я призналась ему, что  необучаема. Он сказал: «Все обучаемы. А Вы просто его боитесь». И как настоящий учитель он шаг за шагом повел меня по этому тернистому пути. Решили, что самый оптимальный для меня вариант – это программа Zoom. И вот уже пару недель, как я даю уроки литературы в режиме онлайн-конференции. Конечно, это гораздо сложнее, чем привычные занятия в классе. Я больше устаю, ребята не так быстро и продуктивно работают. Но мы продолжаем учить и учиться. С нетерпением ждем, когда все это испытание закончится. И   еще… Я , наверное, пока не буду писать заявление об увольнении.

От погружения в реалии происходящего в образовательном процессе и жизни читинским мам и учителей становится не по себе. Приходит понимание, что у этой ситуации две стороны медали. Расскажите, как с этим обстоят дела у вас?

1 Комментарии
09.04.2020 07:27   Гость_Лариса
Конечно, лучше реальное обучение и человеческое общение. Скорее бы это все закончилось!
Конечно, лучше реальное обучение и человеческое общение. Скорее бы это все закончилось!
Ответить
Поиск
Вход
Имя пользователя