Волшебство за занавесом: знакомимся с костюмером Забайкальского драмтеатра

0
15.02.2024 / Наизнанку
Театр - это огромный мир, и если вы думаете, что знаете насколько он огромный, уверяем вас, вы только представляете. Познакомилась и легонько прикоснулась к этому огромному механизму наш журналист Анастасия Михайлова. И спешит познакомить вас с одним из самых незаметных (но не по значимости) служителей Мельпомены - костюмером. Татьяна Вершинина - начальник костюмерного цеха драматического театра. Именно она познакомит нас со своим ремеслом, расскажет о тонкостях профессии и её сути.

Костюмер - это не тот, кто шьет и придумывает костюмы, как многие думают. В театре для этого есть целый цех художников по костюмам. Они работают с режиссером. Режиссер объясняет свой замысел, своё видение, в чем он желает видеть героев. 

Художник по костюмам создаёт рисунок будущего костюма и отдает в пошивочный цех, где сначала делают лекала, ищут подходящую ткань и отшивают изделие. Всё это сопровождается многочисленными примерками и подгонами под актера. И вот только после этих процедур готовый костюм переходит в распоряжение костюмеров. 

И что же делает костюмер?

Задача костюмера в театре - сохранность костюмов и их мелкий ремонт. Костюмеры готовят костюмы перед спектаклями, проверяют их и главное - помогают артистам облачаться в них перед спектаклем. 

В Забайкальском краевом Драматическом театре им. Н.А. Березина в костюмерном цехе трудятся трое женщин, которые на своих плечах содержат в порядке тысячи костюмов.

Сама Татьяна Николаевна, видно, что боец, она бойко следит за целостностью костюмов. Рассказала журналисту очень трогательную историю про башмачки. Их надо отремонтировать, она сделала заявку и вот ждет с нетерпением, когда их принесут с ремонта. Ведь актеру выступать. Чувствуете какая преданность делу и искреннее желание сохранить порядок? 

А еще в театре есть отдельный бутафорский цех и цех реквизита. Это мы хотим передать масштабы закулисной жизни.

Как же вы распределяете работу среди вас троих? 

У нас есть спектакли, и каждый костюмер следит за костюмами своих спектаклей. Обслуживает, стирает, зашивает, гладит, ремонтирует. И когда назначен спектакль, остаётся на него и помогает актёрам одеться. Особенно, если сложный костюм с застёжками, корсетами,  кринолинами. И всё надо успеть без отрыва от спектакля. чтобы зритель ни в коем случае не заметил заминки, точнее, чтобы её и не было в принципе. Надо всё успевать оперативно. Такой Pit Stop для актера (смеётся). 

На костюмеров обучают? 

Нет, есть обучение на костюмеров кино, но на театральных костюмеров никто не учит. Это что-то такое прикладное. Я пыталась найти какие-то курсы, их просто нет. Но я уже 5 лет работаю в театре костюмером и учусь. Смотрю историю костюма, как передать эпоху, исторические костюмы изучаю. Это очень интересно! 

А какие предметы надо в школе любить, чтобы работать костюмером? 

Технология и ИЗО, я думаю, эти. Технология или раньше это называлось труды. Чтобы владеть элементарными навыками ремонта одежды, а ИЗО для художественного развития. 

А какие требования предъявляют к костюмерам в театре? 

Да, тут не скажу, если честно. Среднеспециальное образование, трудолюбие и аккуратность. Видите, костюмер, это же даже не профессия, скорее, специальность. 

Нравится работа в театре? 

Очень! Есть, конечно, напряженные моменты, сложные психологически, но даже они мне нравятся. Особенно перед Новым годом: сказки, частые спектакли, это всё в суматохе будет проходить и это нагрузка для сотрудников театра, но мне всё нравится. 

А у вас обычный рабочий день?

Нет, рабочий день ненормированный. Особенно, когда уезжаем на гастроли. Обычно в гастроли уезжает два костюмера, один остаётся здесь. И тогда, конечно, нагрузка увеличивается. 

А можете выделить любимые спектакли?

Да все они любимые, но больше всего, наверное, мне “Преступление и наказание” нравится. 

А у какого спектакля самые сложные костюмы? 

Несомненно, это “Три мушкетера”. Там сложносоставные костюмы - юбка отдельно, верх отдельно, кринолины эти. Без помощи костюмера актрисы точно не справятся с переодеванием. К тому же сами костюмы очень тяжелые. У нас есть костюм весом 7 кг.

А много желающих, кто хотел бы стать костюмером? 

Я не знаю, у нас нет текучки в театре, хороший коллектив, интересная работа и достойная зарплата. Может, кто-то и хочет устроиться, но нет у нас вакансий просто. 

Драмтеатр Забайкалья ведет свою историю с 1939 года, конечно, с того периода костюмы не сохранились, но имеющихся костюмов много, например, есть платье, которому 50 лет, костюмы со спектаклей, которые игрались на сцене 30 лет назад. А ведь сохранность старых костюмов - это тоже забота костюмера. Татьяна Николаевна, шепнула нам по секрету, что Драмтеатр планирует сделать музей костюмов. Ожидаются специальные стеклянные витрины, которые помогут лучше сохранить костюмы для музея. Что ж, мы ждем с нетерпением! 

Конечно, театральный мир поражает, вступая в закулисье сцены, ты и представить себе не можешь, сколько всего он таит в себе. А события, происходящие на сцене, всего лишь вершина айсберга. Работа костюмера, как мы убедились - это сложно, но интересно.

Фото: Анастасия Михайлова
Комментарии

Чтобы добавить комментарий, вам необходимо авторизоваться

Пока нет ни одного комментария. Станьте первым!
Поиск
Вход
Имя пользователя
Нажимая на кнопку "Войти", вы соглашаетесь с правилами обработки данных