Профессия: инструктор парашютно-десантной подготовки

3
12.09.2018 / Наизнанку
«Это эмоции, это спорт, это образ жизни» - сегодня в гостях у «Гуранки» девушка, которая не только занимается парашютным спортом и участвует в соревнованиях, но и готовит к прыжкам других спортсменов и новичков, ведь работает она инструктором парашютно-десантной подготовки.

«Ладно, пойду, прыгну с парашютом»

Людмила Соколкина отдала свое сердце полетам 8 лет назад. Свой первый прыжок она совершила в 2010 году. Сейчас на счету хрупкой и миниатюрной девушки их уже более 700, а если быть точными – 730!

- Да, все началось в 2010-м, - вспоминает Люда, - Изначально я не планировала этим заниматься. Я хотела попробовать роупджампинг (прыжки на альпинистских веревках с различных высоких объектов, например, скал, многоэтажных домов, мостов и т.д., прим. автора). Но в то время в Чите этого не было и тогда я решила: «Ладно, пойду, прыгну с парашютом». Прыгнула и потом еще три дня ходила на эмоциях. Потом второй раз прыгнула, и поняла, что хочу этим заниматься. С моста с веревкой я потом все-таки тоже прыгнула, но оказалось, что это совсем не то, не те эмоции и ощущения.  

Моя мама узнала о моем первом прыжке уже после. Она до сих пор единственный человек, который не может привыкнуть. На протяжении всех лет, что я прыгаю, каждый раз после прыжка отзваниваюсь и говорю, что со мной все в порядке, все хорошо.

Спустя год, с 2011-го, Люда стала заниматься этим спортивно, неоднократно принимала участие в соревнованиях, становилась призером. Так, в прошлом году девушка взяла личное первое место на чемпионате Сибирского Федерального округа, в этом году - второе командное. За время занятий парашютным спортом у Люды было три самых запоминающихся прыжка – это первый в жизни и два других, которые она совершила как раз во время соревнований.

- В парашютном спорте есть несколько дисциплин, - рассказывает Люда, - Дисциплина, которая развита в нашем клубе - классический парашютизм. В нее входит два упражнения. Первое - точность приземления (главная задача спортсмена - попасть в электронный датчик, а именно в его центр, который с двухрублевую монету). Чем дальше, тем хуже результат. Второе - индивидуальная акробатика (в свободном падении крутится комплекс фигур - спирали и сальто). У нас есть традиционные соревнования, они обычно проходят в июле на кубок героя советского союза Николая Глазова. Также мы выезжаем на соревнования в другие города. В этом году мы ездили на чемпионат Сибирского федерального округа в Томск.

Два самых страшных прыжка в моей жизни связаны с водой. Это потому что я не умею плавать. Один прыжок был на соревнованиях в Краснодарском крае. Там очень сложная площадка приземления, потому что аэродром рядом с морем, и, так как ветер дует с моря, нас всегда выкидывали над ним. Условия очень сложные. Ветер постоянно меняет направление и свою силу. Один раз я открылась далеко в море, и мне нужно было отстояться против ветра, я стояла долго, и мне казалось, что я лечу вперед еще дальше в море. Я боялась, что сяду прямо на воду, запаниковала. Позже ветер ослаб, и мне удалось приземлиться там, где положено.

Второй прыжок - это задание на приводнение. Мы прыгали с высоты 600 метров на круглых куполах в озеро Тасей. Там смысл задания в том, что при приводнении нужно полностью расстегнуть подвесную систему и в момент касания с водой, выскользнуть из неё, выпрыгнуть. Мне было страшно, я таких эмоций от прыжка не испытывала наверное, как с первого прыжка. Даже коленки подтряхивались.

Люда и по сей день прыгает как спортсмен, но в какой-то момент, она почувствовала, что ей хочется развиваться и делиться своим опытом с другими людьми, новичками и спортсменами. Так, в 2016-м она решила превратить это в работу и стала инструктором.

- Я прошла обучение на инструктора, здесь в Чите, сдала зачеты, потом уже мы подали документы в Москву, и мне присвоили звание инструктора. Раньше были ограничения, что инструктором ты можешь стать только после 200 прыжков, сейчас эти рамки изменились - понизили до 50. А тогда, перед тем как начать обучение, я ждала эти 200 прыжков.

Поначалу ходила и смотрела, как работают наши инструкторы, как себя ведут, потом уже сама стала проводить инструктажи и работать со спортсменами.

«Мужчины отказываются от прыжка намного чаще, чем женщины»

Чем же занимается инструктор парашютно-десантной подготовки? Люда рассказала, что это тот человек, который «ведет» парашютиста от самого начала и непосредственно до прыжка.

- Инструкторы дают теорию, учат укладывать парашют, принимают зачеты и отвечают за безопасность, тщательно проверяют все этапы и сопровождают каждого человека в самолете до прыжка.

Возрастных границ в работе инструктора нет. Однако, по словам нашей гостьи, человек этой профессии должен обладать некоторыми качествами: стрессоустойчивость, хорошее здоровье (как инструкторы, так и спортсмены обязательно проходят врачебно-летную комиссию), определенная физическая подготовка и выносливость, иметь некоторые знания по психологии - ведь к каждому человеку нужен индивидуальный подход.

- Когда я провожу инструктаж, группа сидит, вопросов никто не задает, вот вроде всем все понятно. Только инструктаж закончился - начинают подходить по одному и задают одни и те же вопросы. Здесь важно с каждым проговорить отдельно и настроить человека на прыжок. Порой остаемся и по нескольку раз повторяем. Главное - убрать панику человека. Многие говорят, что боятся высоты. Но ведь это врожденный страх, это естественно, все боятся высоты.

Если вдруг у человека случается паника в самолете - всегда по-разному поступаем. Если прямо истерика - человека садят, успокаивают в самолете. А если человек просто вдруг растерялся, мы ему чуть-чуть помогаем, настраиваем морально и он прыгает. Бывают случаи, когда отказываются от прыжка, остаются в самолете и приземляются обратно.

К слову, мужчины отказываются намного чаще, чем женщины. Женщины, они боятся, но все равно прыгают, а мужчина испугался – встал в дверях, и ничего ты с ним не сделаешь.

Я работаю, в основном, со спортсменами, поэтому у меня такого не бывает. Для меня главное - дать рекомендации в правильности выполнения задания, настроить человека на прыжок и убрать волнение, потому что оно всегда мешает выполнить задание правильно.

Выпускающим инструктором, к слову, достаточно страшно ходить. В том плане, что у тебя 11 человек спортсменов, и ты за каждого начинаешь переживать, а про свой прыжок уже немного забываешь. Выпускающий, он всегда выходит крайний из самолета. У меня бывает такое, что я стою у двери, контролирую отделение людей от самолета. И в конце уже думаю: «Блин, кто-то же точно должен еще выйти», оглядываю самолет и только потом понимаю, что это я сама должна выйти.

«Мы прыгали и 30 декабря в минус 30»

Люда говорит, что прыжки с парашютом для нее - это образ жизни и она не представляет, как по-другому проводить свое свободное время. Она прыгает каждые выходные, а начинается все в пятницу.

- Пятница - предпрыжковый день. Это предварительная подготовка, инструктаж, укладка парашютов, после обязательно объясняем действия в особых случаях. На следующий день утром мы встречаемся в нашем клубе, забираем парашюты, едем на аэродром. Если мы говорим про разников – то они также еще проходят подготовку на аэродроме, потом уже совершаются сами прыжки. Прыгаем несколько подъемов, сейчас у нас мало прыжков, обычно по два, по три успеваем сделать за день. После прыжка уезжаем обратно в клуб, где происходит разбор полетов. Разбираем ошибки, что получилось, что нет, и устанавливаем себе задание на следующую неделю.

Может показаться, что у этой работы есть сезонность. Но наша героиня это отрицает и говорит, что люди прыгают как летом, так и зимой, в любое время года. Однако, конечно, зимой желающих из-за холода меньше.

- Но спортивные прыжки проводятся, не так часто как в теплое время года, но как-то мы прыгали и 30 декабря в мороз минус 30. На самом деле удовольствия от такого прыжка маловато, думаешь поскорей бы приземлиться и побежать греться.

Самый активный период - это, конечно, лето. Еще бывают показательные выступления - мы прыгаем на 9 мая, на стадионе СибВО и вот после них много людей приходит, очень много в день ВДВ и после него.

Чтобы прыгнуть с парашютом нужно немалое мужество. В других городах для тех, кто боится это сделать самостоятельно, есть возможность прыгнуть в тандеме с инструктором. Однако, как оказалось, у нас в Чите так не прыгают.

- Причина этому - финансы: дороговизна техники, обучение и это топливо самолета, ведь прыжок выполняется с большей высоты. Но мы практикуем, что к нам приезжают тандем-инструкторы с других городов. Сейчас планируется приезд инструктора с Иркутска.

«Это эмоции, и каждый раз они разные!»

Что же делать тем, кто очень хочет прыгнуть, но не решается? Тем, кто беспокоится, что растеряется и не дернет во время кольцо, запаникует и нарушит правильность выполнения инструкций? Люда рассказала, что все парашюты автоматизированы и рассчитаны как раз на неподготовленных людей, поэтому поводов для беспокойства в этом плане нет.

- Если человек выходит и у него сильный стресс, шок, он не может ничего сделать, сначала, через три секунды после отделения срабатывает прибор, который стоит на основном парашюте. Это происходит вне зависимости от того дернет человек кольцо или нет. Также стоит страхующий прибор на запасном парашюте, но он уже устроен немножко по-другому, он срабатывает на выставляемой высоте. У нас это высота 300-400 метров, опять же если человек ничего не предпримет, он откроется сам. Вся техника рассчитана на неподготовленных людей.

В своей профессии Люда - одна девушка на весь мужской коллектив. Конечно, мы не могли не спросить, как относятся к ней представители сильной половины человечества: и те, с которыми она работает и те, что пришли совершить прыжок.

- Сейчас, мужчины, с которыми я работаю, относятся вполне нормально, воспринимают меня как инструктора. Проблемы были сначала, когда я только начинала вести инструктажи. Да и сейчас бывают иногда с теми, кто приходит на прыжок. Какой-нибудь мужчина, у которого, к примеру, на счету 9 прыжков и он этим очень гордится, приходит на инструктаж и видит девочку. Сначала всегда спрашивают, сколько мне лет, говорят: «Неужели ты инструктор?!», не доверяют, относятся снисходительно. Это что-то в духе: «Что ты, девочка, мне нового можешь рассказать?!» А инструктаж у нас обязателен для всех, неважно прыгал человек или нет. Потом уже, когда видят, что я в этом разбираюсь, относятся более адекватно. Но самое нормальное отношение начинается уже в самолете. Появляется страх, волнение, но они видят, что я спокойна и уравновешена.

Вообще ситуаций в небе бывает много разных. Каждый прыжок очень сильно отличается от другого. Непредсказуемо. Это эмоции в первую очередь, каждый раз они разные, и это спорт. Есть рвение получать новые знания и развиваться дальше!

3 Комментарии

Чтобы добавить комментарий, вам необходимо авторизоваться

14.09.2018 11:14   Гость_Вероника
Это круто, конечно! Но вот я бы не решилась с таким свою жизнь связать! А девушка - молодец!
Это круто, конечно! Но вот я бы не решилась с таким свою жизнь связать! А девушка - молодец!
Ответить
17.09.2018 15:25   Гость_Тамара
Людочка умница и молодец.Я горжусь тобой .
Людочка умница и молодец.Я горжусь тобой .
Ответить
18.09.2018 16:01   Гость_Евгений
И это не основная работа девушки! Когда только всё успевает)) Очень восхищаюсь! Так держать!
И это не основная работа девушки! Когда только всё успевает)) Очень восхищаюсь! Так держать!
Ответить
Поиск
Вход
Имя пользователя
Нажимая на кнопку "Войти", вы соглашаетесь с правилами обработки данных