Профессия: телеоператор в юбке

2
21.10.2019 / Наизнанку
Уже лет шесть, как в Чите можно услышать в конце новостного сюжета две девичьи фамилии. Первая – фамилия журналиста, вторая – телеоператора. Почему девчонки выбрали такую «мужскую» профессию, как к их выбору отнеслись коллеги-мужчины и любят ли с девушками-телеоператорами работать журналисты? Обо всем по порядку расскажет корреспондент «Гуранка.ру» Анастасия Салтанова.

Анна Кравец – Первая

Сегодня в каждой из трех телекомпаний Читы работает видео оператором как минимум одна девушка. А началось все с Анны Кравец (возможно, зрители ее помнят по фамилии Кулигина). Аню смело можно назвать первооткрывательницей, ведь считается, что она стала первой девушкой-телеоператором в Чите. 

- В работу оператора я окунулась случайно. Директор информагентства, в котором я работала фотографом, принял решение создавать видео-новости, и возложил на меня надежды и ответственность за съёмку и монтаж видео. В кратчайшие сроки я начала изучать предмет, постаралась получить консультации у всех, у кого могла. Очень мне тогда помог мой друг Вадим Светлаков, он даже взял меня на пару съёмок (он тогда работал телеоператором на ГТРК Чита), чтобы я в реальном времени увидела работу оператора. Так и началась моя операторская деятельность. Причем я была первой девушкой в этой профессии в Чите. Было очень интересно и сложно. Меня ужасно смущало, что я с моим маленьким фотоаппаратом среди больших дядек (улыбается). Коллеги-мужчины относились ко мне по-разному, кто-то предвзято, кого-то я удивляла, кто-то старался приободрить меня. При этом абсолютно все, кому я из коллег с разных телекомпаний задавала рабочие вопросы, - так как я многого не знала, а практики не было совсем, - все помогали мне и поддерживали меня. Я всем моим коллегам-мужчинам до слез благодарна за это. Спасибо им большое!

- К слову сказать, сообщество СМИ в Чите, в целом, очень дружное, работать было комфортно, даже в непростых условиях. Физически стало сложнее, когда я начала работать на ЗабТВ. Стала работать на другом оборудовании, снимала уже на камеру, а не на фотоаппарат, штатив более профессиональный, более тяжёлый, плюс микрофоны и другое, всё это, конечно, нужно было носить с собой. Меня часто спрашивали, не тяжело ли мне, и я чаще всего кокетничала, что всё мне по силам, но нет, ребята! Сейчас-то я могу сказать совершенно искренне, что мне было сложно носить оборудование очень и всегда! Новостной формат предполагает ежедневную работу на ногах, постоянные передвижения вместе со всем оборудованием. И это одна из причин из-за которой я ушла из профессии. Хотя все эти годы работы были великолепны. Это очень захватывающая и интересная деятельность. Люди, события, впечатления от них, всё пропускаешь через собственное сердце и не замечаешь, как летит время. Это целая отдельная жизнь. Не передать словами.

- Сейчас у меня противоречивое мнение по поводу работы девушки- оператора. У женщин бесчисленное количество качеств, которые позволяют им быть прекрасными операторами. В то же время мой личный опыт мне показал, что, когда девушка тащит сумку с оборудованием и штатив, она уже не девушка. Никого не убеждаю в этом, это моё личное мнение. Мне по душе быть просто женщиной, мне уже не хочется трансформироваться в сильного и независимого оператора (улыбается). Девушкам очень даже можно работать в этой сфере, желательно найти им соответствующее оборудование. И лучше в определённой тематике. Красоту какую-нибудь снимать, природу, моделей и другое, а не трупы, драки, потопы, для женского психологического здоровья это очень вредно, и всегда сказывается, даже если этого не замечаешь. Сейчас я бы не рекомендовала девушкам заниматься именно новостными съёмками. Опять же повторюсь, это моё субъективное мнение.
Даже учитывая трудности профессии, я несказанно счастлива тому, что у меня в жизни есть такой опыт, благодаря которому я узнала огромное количество отличных людей, объездила весь чудесный Забайкальский край, во многом выросла над собой и накопила уйму разнообразных воспоминаний на всю жизнь. И всей своей душой я благодарна людям, которые окружали меня тогда.

Татьяна Лабузная - девушка с мужской профессией

Девушка с мужской профессией – слышит постоянно Татьяна Лабузная в свой адрес. Некоторые осуждают ее выбор, делится Таня, но всё же многие поддерживают.

- Таня, как все началось?

- Судьбоносным в моей жизни стала увлечение фотографией. Я «болела» фотоаппаратом, для меня он стал лучшим и верным другом. Через фотографии я могла передать свои переживания и эмоции. И это стало для меня решающим в выборе профессии. Немного погодя я поступила в институт на журналистику. Думала, буду работать на телевидении ведущей новостей и стану известной (улыбается), но судьба распорядилась иначе. В институте у нас работала своя учебная телестудия. Пробовала себя в роли корреспондента, ведущего и оператора, и так сложилось, что с камерой произошла «любовь с первого взгляда». На тот момент я и не могла подумать, что моё детское хобби фотографировать, перерастет в профессию. Спустя четыре года мы выпустились из института, и пошли кто куда, а я на ГТРК Чита. Разговор с директором сложился, конечно, удивлению не было предела - девушка и хочет работать оператором. И мне тогда сказали - ну пробуй и посмотрим; это выглядело как ирония в мой адрес, никто не верил, но я доказала всем, что предела для девушки нет. В коллектив влилась быстро и легко, мои коллеги мужчины воспринимают меня как свою дочь, помогают, поддерживают и вечно подшучивают, называя меня «оператор в юбке».

- Работа телеоператором не только творческая, но и физическая, нужно постоянно носить на себе камеру и штатив, всё вместе весит больше семи килограммов. Одна камера – около пяти. Самое смешное, что за годы работы я не ходила в спортзалы, я на работе хорошо подкачала бицепсы. Иногда люди удивляются при виде оператора-девушки. Мужчины включают «режим рыцаря» и пытаются взять сумку с камерой или штатив, как будто для меня это непосильная ноша и только их помощь может избавить меня от тягот. За время работы телеоператором я выработала в себе такие «мужские качества», как умение быстро собраться, неприхотливость, пунктуальность и стремление досконально разобраться в том, как работает техника и механизмы. Работаю наравне с операторами-мужчинами, никто со мной не церемонится, ведь сама выбрала эту профессию. Не боюсь ни сложностей, ни командировок, чувство страха и брезгливости ушли уже через несколько месяцев работы. Я себя отношу к немногим счастливчикам, которым их работа по душе. Я люблю свою профессию за динамику, общение с людьми, с которыми я вряд ли в обычной жизни познакомилась бы, и за возможность положительно повлиять на судьбу или событие после наших репортажей. Так что, как говорится: «Выбери себе работу по душе и тебе не придётся работать ни одного дня в своей жизни». Вот и я не работаю, а живу!

Роды, женская колония и плачущие сосульки в Тупике

Максим Лобачев – телеоператор с огромным стажем работы. Именно под его началом трудилась Анна Кравец. Для Максима – это был сложный, но интересный опыт.

- То, что девчонки занимаются этим ремеслом - это же здорово и хорошо. Есть, конечно, минусы – тяжелая техника, штатив. Поначалу это все отражалось на качестве съемки. Хорошо, где журналисты помогали – где-то унесли, где-то поднесли. Спустя время мы подобрали и заказали для Ани самое легкое и самое удобное оборудование, чтобы ей было удобно и комфортно снимать. Плюсов больше, конечно. Например, если хочешь ругнуться, то сдерживаешь себя (улыбается). Девушка вносит в коллектив свои положительные стороны - где-то аккуратность появилась, где-то на столе прибрались, где-то цветочки поставила, я думаю, это большой плюс. Ну, а потом есть такие съемки -  чисто женские. По мне так было неудобно снимать роды или, например, ехать в женскую колонию. А девчонку отправил, уехала – сняла и все нормально. У таких съемок, сюжетов появляется более женский взгляд, девушка- оператор знает, что снять нужно в таких ситуациях и местах. Это здорово и хорошо. Девушки-видеооператоры есть сегодня на каждом телеканале Читы. Молодцы, так держать. Должна быть золотая середина.

В связке оператор-журналист очень важно взаимопонимание. Люди должны понимать друг друга с полуслова, полувзгляда. Это очень важно для получения результата, продукта – продолжает тему собственный корреспондент ОТР в Забайкальском крае Ирина Трофимова.

- Первой коллегой-девушкой была Саша, практикантка из Питера. Очень талантливая девочка, по-настоящему влюбленная в работу. Помню, что у нас с ней получился шикарный репортаж с литературного фестиваля. Она с удовольствием бралась за все, от полетов над лесными пожарами до скучной текучки заседаний. Коллеги - мужчины всегда в разговоре старались не слишком откровенно пялиться на ее роскошный бюст. Другой прекрасной коллегой-напарником была Анна Кравец, тогда Кулигина. С ней мы объехали самые дальние и таёжные уголки, сняли серию прекрасных фильмов «Чай, не город» на ЗабТВ о районах края. Эти фильмы потом собрали статуэтки российских и международных кино- и телефестивалей в Ханты-Мансийске, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Владивостоке. У Ани есть отменное чутьё, особенный художественный женский взгляд, способность увидеть красоту. Очень люблю кадры с плачущими сосульками в Тупике и лесным зимовьем в снегах, где в темноте светится крошечное окно. Я всегда смеялась, что Аня отличный кадр - занимает мало места, не пьет спиртного и почти не ест. К моему большому сожалению, карьере телеоператора Аня предпочла карьеру жены. Она переехала в Санкт-Петербург и очень счастлива. Помню, что перед свадьбой заявила «Я буду самой лучшей женой». Аня научила меня танцевать зумбу и классическим шагам из сальсы и бачаты.

Какими бы ни были тяжелыми штатив и камера, работа для девушек- телеоператоров всегда останется любимой. Или, как минимум, любимым воспоминанием, в случае Ани Кравец. Если вдруг вы услышите девичью фамилию под очередным читинским новостным сюжетом – знайте, для вас таскала штатив, выстраивала кадр и мерзла на улице Татьяна Лабузная или Анастасия Шадрина, или, например, Анна Хвостова. Это все те читинки, кто выбрал мужскую профессию – работу телеоператора. 

2 Комментарии
21.10.2019 10:12   Гость_Анна Кравец
Коллеги, спасибо за добрые слова!
P.S. В последний год моей работы, командировочные съемки с Ириной Трофимовой - это единственное , что меня держало в профессии, и с чем было по-настоящему трудно прощаться.
Коллеги, спасибо за добрые слова! P.S. В последний год моей работы, командировочные съемки с Ириной Трофимовой - это единственное , что меня держало в профессии, и с чем было по-настоящему трудно прощаться.
Ответить
21.10.2019 12:40   Гость_Ирина
Здесь не хватает Ани Хвостовой в списке.
Здесь не хватает Ани Хвостовой в списке.
Ответить
Поиск
Вход
Имя пользователя