Профессия: актриса кукольного театра

0
27.04.2022 / Наизнанку
Поднимается занавес, и перед зрителями предстают герои спектакля. Котёнок, львёнок, Колобок… А дальше - происходит волшебство! На глазах у маленьких зрителей куклы оживают. Начинают говорить, двигаться… Они дружат и спорят, плачут и смеются. И вместе с ними проживают маленькую жизнь и дети.

Но у каждой сказки есть важный секрет. В кукольном театре это - люди-актёры. Те, благодаря которым и совершается чудо оживления кукол. И сегодня мы расскажем об одной такой волшебнице - актрисе Забайкальского государственного театра кукол Людмиле Сюльженко.

От судьбы не уйдёшь

Людмила родилась в Забайкальском крае в поселке Шерловая Гора, в семье железнодорожников. Родители часто были на работе, поэтому много времени она проводила с бабушкой и дедушкой.

Бабушка была учителем русского языка и литературы в школе, она вероятно и привила девочке любовь к книгам, и театру. А дедушка, хоть и работал “белазистом” на Харанорском угольном разрезе – очень любил и любит музыку. Очень здорово играл на гармошке. “В моём детстве семейными вечерами дедушка играл, а я танцевала  и пела с бабушкиными платками. Такой семейный вечерний концерт получался”, - вспоминает героиня.

Уже тогда она твердо решила для себя – “буду актрисой!”. Ей хотелось играть в спектаклях, стихи на сцене читать, и петь. Людмила признаётся, что в школе училась не очень хорошо. Зато была на первом месте в школьных концертах, выступлениях, чтении стихов. 

А ещё девочка много времени посвящала игре на фортепиано. Училась с этому 4 лет, закончила музыкальную школу. Параллельно посещала и театральный кружок, мысль о исполнении профессии мечты не покидала нашу героиню. Там-то её и подготовили к поступлению в театральное училище.

Как к выбору профессии отнеслись окружающие, спрашиваю я Людмилу? Не смеялись ли над выбором, не говорили, что это несерьёзная работа?

"Друзья, и сверстники не то что бы смеялись, просто не воспринимали всерьёз мои намерения. Впрочем, как и многие взрослые. У моей первой школьной учительницы сохранилось сочинение со 2 или 3 класса, где я написала, что хочу стать актрисой. Но у меня всё получилось. Я поступила в театральное училище в Иркутске по специальности актер музыкального театра", - отвечает Людмила.

Через год по семейным обстоятельствам Людмила вернулась в Читу и, по её признанию, не знала, куда себя деть. Но судьба привела её в  театр кукол, где как раз учились ребята на курсе “актёр театра кукол”. 

“Делать было нечего, оформилась. Хоть и не видела связи между мечтой и театром кукол”, - рассказывает собеседница. 

И вспоминает: “Кстати, в детстве мы никак не могли попасть в него. Приезжали с мамой в Читу, а на спектакли никак попасть не могли. То выходной день, то не сезон. Так с детства у меня есть фото рядом  с театром, но ни одного просмотренного спектакля”.

Когда Людмила пришла на 2 курс, она быстро полюбила эту профессию. Говорит, это оказалось намного интереснее, чем она предполагала. Закончив училище, Людмила осталась осталась при театре.

Но и мечту о сцене не оставила: поступила в Красноярске на отделение “актер драматического театра и кино”. Закончила и хотела уйти в драму, но любовь к театру кукол оказалась сильнее. 

“Честно, я даже сама была удивлена. Поэтому я по сей день здесь”, - говорит Людмила.

Быть артистом - быть всегда в движении

В процессе работы в театре, как признаётся Людмила, иллюзии рассеялись. Проявились реалии. И порой не очень приятные. Но это не является преградой для работы, - говорит героиня, - просто теперь немного иное восприятие.

Сейчас у Людмилы растёт дочь 6 лет, и ей очень нравится профессия мамы. 

“Она - мой главный зритель на всех спектаклях. Смотрит с удовольствием, а после представления сама обязательно пробует каждую систему управления куклами. Многое о них знает, умело с ними справляется”, - рассказывает моя собеседница.

Дочка Людмилы - тоже маленькая артистка. Занимается в цирковой студии “Радость”, и в школе “Русский балет”. И, как и мама, очень любит сцену. А дома показывает свои спектакли. Её любимая форма – театр теней. Людмила с дочкой с удовольствием создают сказки.

А что нужно, чтобы стать артистом - спрашиваю я Людмилу?

“Чтобы стать настоящим артистом, наверное, нужно иметь желание и любовь к этому делу. Применить к ним образование и усердие, и всё получится. Никогда не останавливаться, всегда работать над собой.  Артисты в движении всегда”, - отвечает она.

Людмила говорит, что даже, если артист не на сцене, а где-то на улице, дома, в общественных местах, у него в голове идёт процесс, он работает над ролью или над новым проектом. 

“Иногда это невозможно держать в себе, и может что-то вырваться, фраза, да ещё и с каким нибудь действием. Потому что если пришло, нужно сделать это здесь и сейчас”, - продолжает рассказ моя героиня.

“Что же касается артиста-кукольника, от природы не помешает обладать хорошей координацией, развитой мелкой моторикой, чувством ритма, желательно хорошим музыкальным слухом и чувством партнёрства. Понимаете, здесь можно перечислять много качеств. Артист-кукловод – это не просто артист, он должен уметь делать всё, и плюс уметь одновременно передать это всё в куклу и управлять ей так, словно она самостоятельная, живая. А она вполне самостоятельная, со своим характером, кукольник лишь помогает ей. Только тссс! Никому!”, - делится с улыбкой Людмила.

“Захотелось мне собаку - вот мне собака”

Где же можно выучиться на актёра-кукольника?

Людмила говорит, что лучших кукольников выпускают в Санкт-Петербургском Институте сценических искусств. Но есть и училища в других городах. Ближайшее от нас - в Иркутске. Училище набирает кукольников 1 раз в 3 года.

Но, как рассказывает моя собеседница, идут учиться этой профессии не многие. Актеров-кукловодов – единицы по стране. Такая вот уникальная профессия, получается!

А не обидно, спрашиваю, что все аплодисменты достаются куклам?

На что моя героиня отвечает, что это большое заблуждение, будто кукольников не знают в лицо. “Сейчас большое количество спектаклей, где мы работаем живым, драматическим планом, и вовсе не остаёмся незамеченными. Нас любят. Приходят зрители  на спектакли с цветами и шоколадками. Дети приносят свои рисунки”, - рассказывает Людмила.

Самым лучшим в своей профессии Людмила считает то, что неважно, сколько тебе лет. “Ты как будто до сих пор в детстве. И хоть театр кукол не является только детским театром, всё же ощущение это есть. Личное, собственное. Можно и подурачиться, и скрыть свою боль и слёзы за куклой. Кукла – это не просто предмет с которым ты работаешь , она – твой лучший друг”, - говорит Людмила.

А ещё актёры-кукольники всегда тонко чувствуют своего партнера на сцене. “Хоть и следует оставлять все обыденное за сценой, во время действия если у партнера нет настроения, или он зол, опечален – мы все это чувствуем”, - говорит героиня.

И с улыбкой продолжает: “Прекрасное в профессии - что ты можешь осуществить все-все свои мечты. Например захотелось мне собаку – вот тебе собака.  Только играть её тоже будешь ты. Захотелось тебе быть волшебницей – пожалуйста.  Здесь границ нет – и это прекрасно”.

Ну а минусы-то есть?

Да, минусы, говорит Людмила, тоже есть. Например, когда нет понимающего режиссёра. Когда все только «играют» эту роль. “А хочется творчества, интересных работ, серьезной литературы. Артист растёт с ролям – а когда этого нет, то здесь и говорить не о чем”, - добавляет она.

Куклы разные нужны, куклы разные важны 

Какие же бывают куклы? Кто их делает? 

“У меня разные куклы в работе. В нашем театре, к счастью, используют разную систему кукол. И это здорово! Не хватает только классических марионеток, очень бы хотелось поработать с настоящей куклой на ниточках. Кукол создают у нас в театре специальные люди – бутафоры и художники. Иногда кукол привозят приглашенные режиссеры”, - отвечает она.

У Людмилы есть роли и с тростевыми куклами – Ласточка из «Счастливого принца», и гапитно-тростевыми – Маленькая фея , и планшетными – собачка по имени Соня из одноимённого спектакля и кукла в спектакле «Любовь Дона Перлемплина». “Моя Белисса… к большому сожалению, один мой партнер ушел из театра, и спектакль положили в ящик. Заменить партнера пока не кем. И перчаточная есть у меня кукла – Динь из спектакля «Ты, я и кукольник». С этим спектаклем мы ездили на фестиваль «Туллук» в Нерюнгри и привезли 2 награды – “Лучшая женская роль”, её присудили мне и коллеге моей Ольге Шмалько, потому что мы одно целое «Динь и Дон» и “Лучшая режиссёрская работа”, - продолжает рассказ Людмила.

Тростевая кукла: название получила от тростей (деревянных, металлических, костяных), при помощи которых поддерживаются и приводятся в движение туловище, голова и конечности куклы. Кукловод одной рукой держит куклу за центральную трость, другой — управляет тростями рук. При выполнении сложных движений ему помогает второй актёр (или несколько).

Гапитно-тростевая кукла: Разновидность тростевой с тростью для управления головой куклы. Кукла на гапите может активнее поворачивать голову.

Планшетная кукла: планшетные, или паркетные куклы умеют ходить по полу, по паркету, по настилу сцены, который называется «планшет». 

Перчаточная кукла: самый простой вид куклы, состоит из туловища «платья» и головы. Для жестикуляции рук используются большие и средние пальцы, а также указательный палец для поворота головы.Иногда куклам нужно сделать открывающийся рот. Открывают его при помощи нити, прикрепленной снаружи к нижней подвижной челюсти(обычно для кукол-животных).

источник: Интернет

Людмила делится: “Сейчас у нас работы мало. В связи с большой реконструкцией театра. От этого больно и тоскливо. Можно было бы уйти с головой в работу, а работы…. и нет почти. Но нам обещают, что скоро закипит наша жизнь, запереливается новыми яркими красками”.

А пока моя героиня увлекается постижёрным делом, и сопутствующей деятельностью. Создаёт уникальные изделия – бороды, усы. И более простые изделия – накладки и системы замещения волос, помогает людям обрести новую уверенность. И для театров тоже Людмила делает это дело, которое, вдобавок, приносит дополнительный небольшой доход.

Под занавес

В конце беседы спрашиваю, что же для Людмилы значит театр. И не  было ли желания уйти на другую работу, более популярную или высокооплачиваемую.

И вот что она отвечает: “У многих возникает вопрос - почему такая зарплата маленькая, хочется ли уйти куда то? Лично мне – нет. У меня  есть хобби, которое приносит мне хоть и небольшой, но все же дополнительный доход. А без театра я не смогу. Я люблю его.

Еще один частый вопрос – хотелось ли мне сниматься в кино? В детстве очень хотелось, потом не тянуло совсем, а сейчас интерес появился. Знаете почему? Потому что страшно. (смётся) Страшно интересно.  Ты привыкаешь работать в одном, и чувствуешь себя уверенно, а театр и кино это разные вещи. В съёмках у меня опыта, можно сказать, нет, а я люблю учиться и люблю то, где можно расти. Это интересно. 

Театр – всё же более тёплое и душевное. Театр на гастроли ездит. (улыбается) Мы были во Владивостоке и Хабаровске. В июне театр летит в Волгоград. В России зритель принимает тепло. А вот  за границей ни разу не были, к сожалению. А было бы интересно обменяться опытом. Но нам же обещали перемены, поэтому надеемся на лучшее. В первую очередь, мы стараемся для наших людей. Для наших детей”.

Вот такая тёплая и волшебная беседа у нас с Людмилой получилась.
Хочется пожелать ей и всему нашему “Тридевятому царству” процветания, роста, исполнения мечт и много-много счастливых зрителей!

Фото: предоставлено Людмилой Сюльженко
Комментарии
Пока нет ни одного комментария. Станьте первым!
Поиск
Вход
Имя пользователя
Нажимая на кнопку "Войти", вы соглашаетесь с правилами обработки данных