Болезни зависят от инструмента, на котором играешь: музыкант рассказала о сложностях профессии
Продолжаем серию материалов об опасных сторонах разных профессий, о тех минусах и проблемах, что не видны со стороны. Сегодня на очереди профессия - музыкант. За красотой мелодий и музыкальной гармонией скрываются трудности, о которых не все знают. Давайте разберемся, чем опасна работа музыканта, через призму ответов профессионала - домристки Александры Векшиной.
Путь к Музыке
Для нашей героини начало её музыкального пути началось еще в детстве, в музыкальной школе. Сложности и радости учебы, первые выступления, конкурсы - это лишь малая часть пути к профессиональной карьере.
“Ну как обычно бывает: мама привела в музыкальную школу. Поначалу было сложно, но мне понравилось. В 12 лет я решила что уйду после 9 класса в музыкальное училище. Так и произошло, продолжила обучение я в ЗАБКУИ”, - поделилась с нами Александра.
Александра занимается музыкой уже 15 лет, сейчас она получает высшее образование в Сибирском государственном институте искусств им. Д. Хворостовского в Красноярске.
Иллюзия Легкости
Миф о легкости музыкальной профессии рассеивается после более близкого знакомства с этим миром.
Для всех профессия музыканта кажется простой и лёгкой, кажется, ну что такого - немного “побрынькать". Какие сложности ты можешь выделить с высоты профессионального взгляда?
"Побрынькать" могут все. А вот приблизиться к профессиональному звучанию - это уже намного сложнее. Если мы говорим о профессионализме - это, конечно, штрихи, чистое и красивое тремоло, динамика, интонация.
Важно правильно сидеть за инструментом. И тут у нас возникают сложности. Возьмите в руки домру, а вместе с ним медиатор. Голова кипит: домру держать надо, медиатор, чтобы не выскальзывал. Я ещё не говорила про левую руку. Если не позаниматься несколько дней, пальцы болят.
Правда не всё так безнадёжно, успокаивает нас наша героиня:
- Это все исправимо. Главное, заниматься осознанно и набраться терпения.
Болезни и трудности
Музыкантам, по словам Саши, приходится с особым вниманием относиться к рукам, беречь их.
“Руки наше всё! Есть такое явление у музыкантов, как переигранные руки. Страшная вещь, восстановление очень длительное. Про переломы я молчу. После таких болячек тяжело восстановиться и играть как раньше. Кто-то уходит из профессии. Учился-учился, застудил руки или пережал, не восстановился и все, играть уже не можешь. Мучают боли, судороги”.
Болезни зависят от того, на каком инструменте ты играешь?
Да. Например, у баянистов и у аккордеонистов из-за веса инструмента - опущение внутренних органов, может появиться грыжа. У "духовиков" - заболевания, связанные с лёгкими, голосом, может появиться стоматит, болезни дёсен, зубов. Кто сидит за инструментом - сколиоз, мышечные спазмы, геморрой. Невралгическая боль, спазмы, судороги - часто болеют этим дирижёры, пианисты, скрипачи, трубачи”.
Сложности бывают при перелёте с музыкальными инструментами. Бывали случаи, когда авиакомпании портили музыкальные инструменты. Конечно, потом все возмещали. Но! Когда это редкий инструмент, то никакие деньги не сравнимы с потерей хорошего концертного рабочего инструмента. С домрой, скрипкой, флейтой можно в салон, как с ручной кладью. А с другими габаритными инструментами дела обстоят иначе, просят покупать дополнительно место для инструмента.
Приведем в пример ситуацию, которая случилась в Бурятии. В аэропорту баянист получил сломанный “музыкальный груз”. Подав в суд, он потребовал возместить полную стоимость инструмента, который между прочим, стоит 400 000 рублей. Однако, суд в рамках законодательства возместил лишь 8400 рублей. Из расчета 600 рублей за 1 кг веса багажа, а баян весил 14 кг. Музыкант не объявил ценность музыкального инструмента при сдаче в багаж.
Что касается поднятия веса - зачастую музыканты самостоятельно добираются до мест концертов и сами везут свои музыкальные инструменты. И если с флейтой и домрой дела обстоят легче, во всех смыслах, то вот баян, аккордеон таскать значительно тяжелее. Не обойтись без физической подготовки и выносливости.
Чем привлекательна твоя профессия?
Люблю музыку, коллективы, ансамбли. Всегда изучаешь что-то новое. Сейчас появляются новые произведения, коллективы, все интересно. Все хочется поиграть, посмотреть, послушать. Такого нет нигде, только в нашей профессии. За это я выбрала профессию музыканта.
За что ты любишь свой инструмент?
Звучание.
Почему домра?
Когда меня привели в музыкальную школу и поиграли на домре, я поняла, что это то, на чем я хочу играть. Я свою домрочку полюбила.
Александра добавляет: Очень хочется, чтобы люди воспринимали музыкальное образование - образованием!
От автора: моя сестра - тоже музыкант и я соглашусь с героиней материала, они очень берегут руки. Как-то раз, когда мы жили еще в родительском доме, она отказалась мыть посуду, потому что ей нельзя размягчать мозоли, которые она только “наиграла”. И вообще руки мочить ей было нельзя. Посуда, уборка, мелкая стирка без машинки, всё легло на меня. Тогда я сердилась и не понимала, почему я должна делать за неё домашнюю работу. А еще меня как человека активного и спортивного всегда настораживал сидячий образ жизни сестры. Она могла сидеть и разучивать произведение долго и в одной позе. Помню, был скандал, когда сестра решила пойти на волейбол. Учительница музыкальной школы даже приехала к нам домой с большими разборками - она говорила, что музыкант не может еще и в волейбол играть. И это тоже относится к сбережению рук.
А еще у музыкантов дикая занятость. В музыкальной школе обучение занимает больше времени, чем в общеобразовательной школе. А учеба по субботам и воскресеньям допоздна - тоже в порядке вещей. Когда сестра пошла учиться в музыкальное училище, то семья видеть её перестала почти полностью. Я никогда не понимала, что можно делать в училище с 8 утра и до 9 вечера, ежедневно. Редко выдавалось воскресенье, когда сестре никуда не нужно было идти. Но оказалось, что это норма для музыкантов.
Кроме того, в мире искусства очень большая конкуренция и место под солнцем нужно заслужить. Заслуживается оно большим трудом, ежедневными репетициями, поглощением огромного количества теоретических материалов и бесконечной практикой за инструментом. Причем, большая часть работы - самостоятельная. Ребенок с первых годов обучения должен суметь организовать себя так, чтобы помимо обучения в школе и занятий в музыкалке, выделять два-три часа на самостоятельные занятия и игре на инструменте.
Работа музыканта - это не только искусство, но и большой, кропотливый и усердный труд. Под великолепием музыки скрываются трудности и проблемы, которые требуют огромного внимания и сосредоточенности. Музыка - это вдохновение и страсть, но также и ответственность, и забота о своем здоровье.
Фото: предоставлены Александрой Векшиной
Чтобы добавить комментарий, вам необходимо авторизоваться