Закрыться в комнате от всех - чтобы писать: история успеха автора Екатерины Малофеевой
Екатерина Малофеева, молодая и талантливая читинская писательница, в этом году стала лауреатом престижной премии губернатора Забайкальского края им. М. Е. Вишнякова. Почётная награда присуждается за создание наиболее талантливых литературных произведений, которые вносят существенный вклад в развитие культуры Забайкальского края. История успеха Екатерины вдохновляет и показывает, что упорство, трудолюбие и преданность своему делу могут привести к большим результатам.
Наша героиня, как и ее произведения, многогранна: Екатерина - многодетная мама, главный специалист отдела коммерческих переводов компании “Удоканская медь” и писатель. При этом, говорит Екатерина, напряженная работа не мешает творческой реализации, а, скорее, наоборот - помогает.
Истоки творчества
Маленькая Катя, позволим себе так назвать получателя премии, выросла в очень читающей семье. Ориентиром и примером была мама - она не только проводила свободное время за книгами, но и пробовала себя в писательстве. Талант унаследовала наша героиня.
- Когда растешь в доме, полном книг, среди думающих людей, сложно, наверное, не прийти к писательству рано или поздно. Со мной это произошло достаточно рано - первые пробы случились в детском возрасте, а к юности попытки писать стали регулярными.
В 15 лет Екатерина стала входить в литературный кружок, точнее они вместе с подругой создали его. Называлось юношеское объединение «Бета-ридер». Эта литературная среда стала основой для дальнейшего роста.
Однако, в это время Екатерина не просто посещала кружок, но у неё уже появляется первый, пусть и небольшой, но свой собственный сборник. Поспособствовал этому случай, а быть может, грамотный ход учителя литературы.
- Когда мне было 15 лет, наша замечательная учительница Валентина Константиновна Путинцева пригласила на урок забайкальского поэта Василия Григорьевича Никонова. Мы с подругой показали ему свои стихотворения, и он организовал нам лито (литературное объединение, студия - прим. авт.) при библиотеке Чехова. Мы обсуждали свои работы, он водил нас в Союз писателей, напечатал нам маленькие сборники. Это было здорово.
Екатерина признаётся, что самое сложное в писательстве - публичные выступления. Каждый раз она долго настраивается - писать и редактировать, по признанию писательницы, намного проще.
Автор в стихах поднимает тему любви не только к малой Родине, но и родным, окружающим, литературе и культуре российского народа. Есть в сборнике, за который присуждена Екатерине премия Вишнякова, и цикл, посвященный Удокану.
- Это невероятно мощное и прекрасное местою. Место силы. Все побывавшие в Чаре знают это чувство. Я хотела написать о переживаниях маленького человека перед лицом вечности, и именно на Удокане у меня получилось найти верные слова.
И, кстати, на Удокане, как рассказывает Екатерина, ее «дружба» с поэзией окрепла. Творчество за 10 вахтовых лет стало не просто отдушиной, но и возможностью поделиться своими эмоциями, впечатлениями, а иногда и переживаниями с читателем.
- Наверное, всем пишущим людям хочется найти своего читателя. Я, к счастью, своего нашла. В том числе, и в списке членов жюри премии, но такой высокой оценки моего творчества я не ждала. Эта победа меня окрылила. Доверие экспертов бесценно, и теперь передо мной стоит задача не просто его оправдать, а поднять планку еще выше, работать над новой рукописью, которая скоро увидит свет.
Изнанка профессии “писатель”
У великих творческих людей были свои странности, например, композитор Эдвард Григ не посещал ни одного мероприятия без фигурки лягушки из глины. Перед началом каждого концерта он обязательно вынимал ее и гладил по спинке, веря, что она приносит удачу. А композитор Игорь Стравинский каждое утро по 10–15 минут стоял на голове. Эта перевернутая поза, по его словам, помогала «дать отдых голове и прочистить мозги».
Нам стало интересно, есть ли какой-то ритуал перед тем, как сесть писать, у Екатерины.
Обычно ко мне приходит какая-то одна строчка или образ, которые живут со мной долго – неделю, месяц, пару лет. Потом обрастают костяком, когда их время приходит. Особых ритуалов или обрядов у меня нет. Первое действие, когда накатило, - уединиться в комнате, чтобы писать.
Нет у Екатерины и особых вещиц-талисманов. Но все же есть маленький секретик, как настроиться на нужный лад.
- Есть строчка из песни «Аигел» - «какая сила тока в моих скважинах замочных?». Как услышу, сразу попадаю в это особое состояние - электризованного вдохновения.
Екатерина - автор многогранный. В произведениях нет какой-то одной темы, она играет сюжетами, героями, формами, образами. Она уверена: если что-то болит, не нужно прикладывать мурчащего кота, нужно приложить стихотворение!
- Если где-то болит, надо приложить стихотворение. Либо найти чужое, которое резонирует с внутренним состоянием, либо написать свое. Оно вылечит. И автора, и читателей с такими же симптомами.
Екатерина пишет о том, что волнует лично её. В последнее время работает над произведениями, в которых много…
- …энигмы, больше выхода в потустороннее. В основном, они о потере и проживании горя, осмыслении своей телесности и предназначения. Я бы сказала, что они более взрослые. Я повзрослела. Да.
Как вы преодолеваете творческий застой или периоды творческого кризиса?
- Творческий кризис – такая вещь, которую невозможно преодолеть самостоятельно путем внутренних усилий. Он либо проходит бесследно спустя время, либо автор замолкает навсегда. Искра должна гореть. Если внутри нет даже дыма, без толку пытаться высечь огонь.
Как вы видите эволюцию своего стиля и голоса в литературе?
- Это то, что я не могу осмыслить сама. Большое видится на расстоянии. Но могу сказать, сейчас я наверняка пишу более зрело, не в лоб, без морализаторства, как раньше. Я стараюсь не рассказать и не научить, а ввести читателя в определенное мной прожитое состояние, дать некий разделенный опыт. Привести его в эту точку, сказать: «Я с тобой». А дальше уже он становится моим соавтором.
Сборник, который принес своему автору высокую награду, носит название “Бездомные звезды”. Ранее же книга носила другое “имя”.
- Изначально рукопись называлась «Отделение патологии», она выиграла Национальную литературную премию для молодых авторов, и после определенных мытарств, трансформаций и авторских страданий была опубликована в «Эксмо». Я ее почти совсем перестала любить, но теперь полюбила снова. Получается, книга нужна читателю, значит, все было не зря.
Как вы можете кратко презентовать свой сборник: о чем он и для кого?
- Сборник – об изнанке реальности, о любви и нелюбви, о детстве и материнстве, о ностальгии, о попытке справиться со смертью близкого человека. Я бы не сказала, что он больше ориентирован на женскую аудиторию. Наверное, он для всех, кто чувствует этот мир схожим образом.
Поделитесь творческими планами на будущее.
- Я полна планов, вскоре начинаю работу над новым сборником. Еще в прошлом году я заняла первое место в конкурсе «Мое солнцестояние» от издательства «СТиХИ» Арсения Ли и Аллы Поспеловой, в котором призом также было издание сборника в серии «Сингл». Так что две моих книги увидят свет, думаю, в следующем году.
Нашлось у Екатерины и пара советов для начинающих писателей:
- Пишите. Не опускайте руки, если вас не разглядели сразу. Если вы талантливы, вы найдете своего читателя, в наше время легко быть услышанным.
Мы благодарим Екатерину за столь интересный и содержательный диалог, и очень надеемся, что статья станет вдохновением для наших читателей. Желаем вам прикладывать стихотворения, если что-то болит. И пусть болеть после такой примочки перестанет.
Фото: предоставлено компанией "Удоканская медь"
Чтобы добавить комментарий, вам необходимо авторизоваться
Спасибо за статью, любимая Гуранка! Побольше рассказывайте о девушках, которые работают "не в кабинетах"! Ждем следующую статью!