Особым детям - особую школу: куда пойти учиться малышам с ограниченными возможностями?

0
Автор: Яна Легун
Выбрать обычную школу, отсидеться дома или пойти в специальное учебное заведение – в преддверии зачисления в школы ломают головы родители детей с ограниченными по здоровью возможностями. Как не навредить малышу неверным выбором учебного заведения? И где помогут развить особые способности особого человечка?

По данным комитета образования Читы, более полутора тысяч детей с ограниченными по здоровью возможностями учатся в обычных общеобразовательных школах. Теоретически, большая часть учебных заведений города готова принимать таких детей. Единственное, перед поступлением в них детям с ОВЗ надо пройти территориальную психолого-медико-педагогическую комиссию. Её, по данным специалистов комитета образования, в Чите проводят в 2-х местах: в центре «Лад» и центре «Дар». Как объясняют специалисты, комиссия нужна для того, чтобы определить, где и по какой программе ребёнок сможет учиться. Исходя результатов тестирования, педагогам школы выдаются рекомендации. Не отказывают в совете по выбору учебного заведения и в городском Комитете образования. Но не все мамы Читы поддерживают идею инклюзивного образования, так как считают, что в нашем городе к ней еще не готовы. 

Оксана Чипизубова: «Важно -  общение со сверстниками!»

- «У моего ребенка синдром Дауна, он ходит в коррекционную школу-интернат, во 2 класс, ходит с большим удовольствием. Педагоги подбирают ту программу обучения, которая подходит именно моему ребенку, используют при этом  специальные методики обучения (это очень облегчает усвоение материала). Много времени они уделяют дополнительному образованию, дети постоянно заняты в различных кружках -  танцуют, поют, шьют.

Я считаю, что наши обычные школы и учителя не готовы принять на обучение особых детей. Потому что, первое – это отсутствие тьюторов (а если они и есть, то один на несколько учеников), второе - отсутствие подготовки учителей (они просто не знают, что делать с этими детьми), третье  - переполненные классы, где наши дети просто теряются.

У меня есть знакомые дети с таким же синдромом, которые ходят в обычную школу и очень ей довольны.  Мы при поступлении рассматривали разные варианты обучения, но остановились на коррекционной школе, потому что я понимала, что моему ребенку будет комфортно учиться именно там. Мы – родители - часто приезжали в школу, директор устраивала нам экскурсии, мы беседовали с учителями, детьми. А от варианта с домашним обучением я сразу отказалась, уверена, что большую роль для особых деток играет общение со сверстниками».

Наталья Гайзатулина: «Наших детей должен сопровождать тьютор»

«Про все школы я не особо интересовалась, нам просто предложили изначально обычную школу, учитывая легкую степень умственной отсталости. Но, все-таки я была в сомнениях, и выбрала специальную коррекционную школу на Черновских. Многие наши даунята начали туда ходить, стали отмечать, что и облегченная программа тяжела для наших деток, не смотря даже на легкую степень. Очень много приходится заниматься дома.

Ещё большой плюс для меня, да и для многих, наверное, работающих мамочек, это возможность на целый день оставить ребенка в школе. В обычной школе так  не получилось бы. Да и не во всех школах есть программа инклюзивного образования, т.е. особого ребенка должен сопровождать тьютор дополнительно помимо учителя.

В некоторых школах либо недоразвита сама система, либо нет ставки тьютора. В Чите есть школе № 17 - некоторые туда ходят, им нравится, но я про нее ничего не знаю. Родители разные и выбирают для себя то, что им удобно и подходит их детям. Некоторым просто неудобно ездить на Черновские, они рассматривают варианты обычных школ. Например, знаю, что школа № 19 обучает наших детишек». 

Рассказывает учитель начальных классов ГОУ "Черновской специальной (коррекционной) школы-интерната» Екатерина Никитюк:

Особый подход

- Перед родителями  особых детей стоит дилемма - куда отдать своих чад - в обычную школу или коррекционную.  Екатерина, подскажите, что выбрать и из чего исходить при выборе?

- Выбор школы для детей с ограниченными возможностями здоровья – эта тема сейчас широко обсуждается в обществе, и в последние годы во многих странах дети-инвалиды, дети с особыми образовательными потребностями учатся вместе со своими здоровыми ровесниками. Закон «Об образовании» предусматривает равные возможности в получении образования для всех несовершеннолетних, независимо от состояния здоровья и нарушений их психофизического состояния. Эксперты сходятся во мнении, что в долгосрочной перспективе все больше детей с особыми потребностями будут учиться в обычных массовых школах. Но российские школы пока не готовы к адаптации «особенных» детей. У них нет для этого ни подготовленных кадров (специалистов), ни оборудования (оно иногда необходимо и специфическое), ни разработанных методик.

Говоря о развитии инклюзивного образования, нельзя разрушать систему специальных (коррекционных) школ. В этих школах есть большой опыт обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. 

Дети с ограниченными возможностями здоровья требуют особого подхода. Для каждого нарушения существует своя схема коррекции, обучения и развития. Поэтому школы для таких детей делятся на виды в соответствии с нарушениями в здоровье и его степенью.

Например, скажем,  у обучающегося в заключении образовательный маршрут обучения по АООП вариант 1 или 2. Родители, несмотря на эти рекомендации, настаивают на его пребывании в обычной школе… Опыт показывает, что в таких случаях может быть нанесен вред психическому здоровью ребенка. В обычных школах такие дети часто чувствуют себя изгоями, они не способны воспринимать учебную программу, не могут наладить отношения с одноклассниками. В итоге часто дети с умственными и психическими нарушениями вообще отказываются ходить в школу.

А в специальных (коррекционных) школах  «особые» дети  преображаются. Учеба доставляет им радость, они с радостью ходят в школу, у них появляется много друзей. Они оказываются среди «своих». Большое значение придается социализации таких деток, их самореализации в профессиональной или социальной деятельности.

Кстати, инклюзивное образование не является единственной формой интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество их здоровых ровесников. Огромное значение имеют внешкольные мероприятия, совместное участие в спортивных соревнованиях, художественных конкурсах, выставках и во многих других. Таким образом, обучающиеся обычных школ могут познакомиться с достижениями своих «особенных» ровесников. А достижений у нас не мало"!

«Они способны осветить и согреть весь мир"

-  Как построена ваша работа с особыми детьми?

- Все дети способны к обучению, несмотря на то, что этот процесс протекает у них гораздо медленнее. Да, трудности всегда есть и будут, и я, как педагог, встречалась с трудностями в обучении таких детей (они отвлекались и не были сконцентрированы на уроке, упрямые, их было трудно заинтересовать именно в предметной области, не ориентировались в тетради и другое.)

Так как степень развития и усвоения учебного материала у всех разная, требовался более четкий и тщательный подбор материала и методика обучения. Одно не идет, всё меняем, пробуем другое, и так по принципу проб и ошибок я нашла подход  к ним и к их светлым и умным головкам.

Обучение детей с синдромом Дауна требует особого подхода. Наиболее сложным для них представляется освоение знаний из области математики. Им трудно овладеть даже начальными математическими навыками, необходимыми в повседневной жизни. «Нумикон» – одно из средств современного педагогического арсенала, предназначенное для обучения детей началам математики. Используется «Нумикон» и не только для детей с синдромом Дауна, но и других категорий обучающихся.

У таких детей хорошее зрительное восприятие и способность к визуальному обучению, поэтому на уроке всегда присутствуют картинки, карточки со словами с цифрами и другим материалом. Виды деятельности часто меняю, потому что у таких детей короткий, по сравнению с обычными детьми, период концентрации. Развиваем двигательные навыки рисованием, лепкой пластилином, конструированием, сортировкой мелких предметов, нанизыванием бус, занятиями с пазлами, мозаикой и всё это включено в систему урока. Играя – развиваемся и обучаемся. Обязательное доброе слово и похвала за успехи. Мои «особенные» дети не только умненькие, но и талантливые артисты. Танцуют в школьной группе «Шаг навстречу» и играют в сказках, как настоящие актёры  в театре «Ладошки».

Сейчас они учатся уже во втором классе. Нас тринадцать очень разных маленьких Больших Людей – серьезных и веселых, послушных и озорных, с разными диагнозами и вариантами обучения,  но одинаково неравнодушных ко всему, что происходит в нашей школьной жизни, и в  дружном классе.

И каждое утро я с радостью вхожу в школу, поднимаюсь по лестнице на второй этаж и, подходя к двери класса, слышу восторженные голоса своих учеников: «Ура, Екатерина Дмитриевна пришла!» И столько света и тепла на их лицах, что они способны осветить и согреть весь мир"…

Отношение к ребенку – это характеристика родителей

- Некоторые боятся косых взглядов окружающих, стесняются своего ребенка, родителей пугают слова «коррекционная школа». На самом же деле, всё оказывается  не так страшно, как думают мамы и папы.  Как бы вы развеяли сомнения родителей?

- Каждый ребенок, независимо от того, есть ли у него умственная отсталость, ограничены ли у него возможности или нет, по-своему уникален. Всем детям нужна любовь и признание, чтобы они могли развить свой собственный позитивный имидж. Наш собственный имидж зависит в большой мере от того, как нас воспринимают те люди, мнением которых мы дорожим. Если эти люди относятся к нам по-хорошему и сердечно, значит, все в порядке, и у нас вырабатывается собственный позитивный имидж. Точно также родители могут способствовать развитию у ребенка его собственного позитивного имиджа, любя ребенка таким, каков он есть, демонстрируя ему свою любовь и замечая успехи и достижения, которые он делает. Для ребенка с умственной отсталостью чрезвычайно важно, чтобы в семье к нему относились с теплотой и сердечностью.

Не стоит бояться отдать своего ребёнка в специальную (коррекционную) школу. Нужно понимать, что эта школа - это возможность такого образования, которое будет посильным ребенку с особыми образовательными потребностями, так как программа полностью адаптирована к контингенту. Можно выделить основные особенности:

  • классы включают до 13-15 человек;
  • преподавательский состав имеет специальное образование, повышает свою квалификацию, ориентируясь на определенный контингент обучающихся;
  • отсутствуют некоторые предметы, которые точно не могут быть освоены ребятами, программа учитывает возможности и потребности каждого обучающегося;
  •  комплексная психолого-педагогическое сопровождение обучающихся;
  • создается комфорт обучения за счет того, что ребята не чувствуют себя ущемленными, задания для них посильны, общение происходит на одном уровне, потому нет почвы для лишних комплексов.

Для обучающихся в специальных (коррекционных) школах создается особая развивающая среда, которая способствует получению образования, соответствующему специальной программе. Кроме того, здесь применяются специфические методики воспитания и развития, созданы все условия для исправления нарушений развития. Большое значение придается социализации таких деток, их самореализации в профессиональной или социальной деятельности".

Тьютор (англ. tutor — наставник) — исторически сложившаяся особая педагогическая должность. Тьютор обеспечивает разработку индивидуальных образовательных программ учащихся и студентов и сопровождает процесс индивидуализации и индивидуального образования в школе, вузе, в системах дополнительного образования. В России должностные обязанности тьютора и должностные требования к нему регулируются приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел „Квалификационные характеристики должностей работников образования“»
Комментарии

Чтобы добавить комментарий, вам необходимо авторизоваться

Пока нет ни одного комментария. Станьте первым!
Поиск
Вход
Имя пользователя
Нажимая на кнопку "Войти", вы соглашаетесь с правилами обработки данных