«Куда, блин? To Dublin»: как из Читы поехать за границу по программе школьного обмена
«Ланден ис зэ кэпитл оф Грейт Бритн». Если это первое, что вам приходит в голову, когда речь заходит о знании иностранного языка, то дальше… не читайте. Речь пойдет точно не о вас. Но если ваш ребенок и не такое может, то есть все шансы отправить его учиться за границу. В Чите практике обмена школьниками уже больше 10 лет. За это время в ней приняли участие без малого две сотни забайкальцев. «Гуранка.Ру» узнала, насколько реально помочь ребенку увидеть страну, язык которой он так полюбил.
На столе – карманный переводчик, лекции, домашнее задание, книги. Ох уж эти будни школьника на уроке иностранного. Но сам язык-то до жути интересный. А если с этим словарем, тетрадями.. да в собор Святого Патрика в Дублине, или нет – в Лондон, у Биг-Бэна погулять. А может в Китай? Чего нам, забайкальцам, это стоит, когда до границы рукой подать. Все вполне реально. Главное начать. Спросите откуда? Со школы. В Чите, по данным краевого министерства образования, вопросами обучения по обмену занимаются три школы: № 49 с углубленным изучением английского языка, №38 с углубленным изучением немецкого языка и многопрофильная языковая гимназия № 4.
Ориентир на профессию
В читинской многопрофильной языковой гимназии № 4 как таковой программы обмена школьниками нет. Но есть - стажировка за границу. Смысл практически тот же. Ежегодно набирается группа (а порой и две) школьников, начиная с 7 класса, желающих побывать в языковой среде. Чаще всего это те дети, которые уже определились с тем, что после школы будут учиться в Китае и изучать его язык.
- У нас заключен договор о сотрудничестве с Цзилиньским университетом иностранных языков. Он находится в городе Чаньчунь, - рассказывает заместитель директора гимназии по иностранным языкам Анастасия Куюмджян. - Группу мы отправляем на месяц. Они живут в общежитиях университета, питаются в столовых вуза. Преподавание ведется только на китайском языке, то есть мы полностью окунаем их в среду носителя языка. К нам взамен приезжают студенты-магистры для прохождения педагогической практики.
Чтобы попасть в список претендентов на поездку нужно не только желание изучать язык, но и хорошая успеваемость. И не только потому, что это условие гимназии, эту информацию в обязательном порядке запрашивает и принимающая сторона.
Сколько человек поедут на стажировку - зависит как от количества желающих, так и от финансовой возможности родителей. Да, все дети ездят только за свой счет. Но большинство из них уже ориентированы на обучение в Китае в будущем. Таким образом, эта поездка - своего рода первый вклад в образование ребенка. В среднем, одному человеку при себе на три недели учебы необходимо иметь 50 тысяч рублей. Это вместе с карманными деньгами. Большая часть суммы уходит на оплату обучения и проживания, а также дорогу.
Открыты для сотрудничества
В университете у школьников три пары в день - устная речь, разговорная практика, письмо и культура Китая, а также местные виды спорта. Распланированы не только будни. На выходные – запланированы экскурсии по местным достопримечательностям. По итогу стажировки им вручают сертификат о прохождении обучения, который в принципе не дает никаких поблажек при поступлении в вузы. В отличии от другого документа - HSK. Это шестиуровневый экзамен на знание китайского языка. Его успешная сдача может сыграть немалую роль при поступлении в вузы Китая. По словам Анастасии Куюмджян, каждый год кто-то из учеников подает заявку на получение гранта и её довольно часто одобряет китайское правительство.
- Китай заинтересован в изучении и популяризации их языка, - считает Анастасия Куюмджян. - Правительство очень лояльно к таким студентам, у них очень много программ для иностранцев. Мы, в свою очередь, открыты для сотрудничества с другими школами края, ученики которых хотят выехать на стажировку. Всегда готовы пойти на диалог.
Алина Попова, выпускница многопрофильной языковой гимназии № 4, г. Чита.
- За время учебы в гимназии я практически каждый год ездила в Цзилиньский университет. Я всегда любила стажировки в Китай, потому что они давали мне возможность посмотреть на страну совершенно с другой стороны, так сказать, испытать все на личном опыте.Честно говоря, иногда появлялось чувство, как будто я устаю от языка. Особенно, когда долго сидела за книжками, но приехав в Китай и пообщавшись с носителями языка, это чувство сразу же проходило. Благодаря стажировкам, я прониклась любовью к этой стране и приняла решение в будущем непременно связать свою жизнь с Китаем. Мне даже удалось выиграть грант на обучение в Пекинском университете, но так как он пришел с опозданием, я уже поступила в Высшую школу экономики на отделение востоковедение. Так или иначе, пока я учусь на бакалавриате, я планирую продолжить ездить на летние стажировки в Китай, а, окончив его, мечтаю поступить в магистратуру в Шанхае и уже остаться там работать.
Гудбай, Америка…
Пожалуй, еще 20 лет назад обмен школьниками между Россией и зарубежными странами был обычной практикой. В частности, с США. Уехал ребенок на год в Америку, а вернулся амбициозным подростком, свободно владеющим английским, да еще и обзавелся «американской» семьей. О чем еще можно мечтать родителям? Но в 2014 году Россия отказалась от участия в программе обмена школьниками (FLEX), в которой, начиная с 1992 года, приняли участие около 8 тысяч российских подростков. Причина, по крайней мере та, которую озвучили для федеральных СМИ, – однажды штаты взяли и не вернули одного из учеников по обмену, так как его усыновила американская семья!
Возмущаться этим поступком можно сколько угодно, но факт остается фактом – с Америкой мы попрощались. Но лучше присмотрелись к Великобритании и Ирландии. Это те страны, в которые продолжают ездить по обмену читинские подростки, углубленно изучающие иностранные языки. В частности - английский, как в 49-ой школе. Впервые за границу по программе обмена учебное заведение отправило своих учеников в 2006 году. Практика быстро прижилась, и сегодня другие страны изнутри узнали более 200 подростков.
По словам учителя английского языка, директора школы № 49 Руслана Никонова, подготовка к поездке, информирование школьников начинаются с начала учебного года. Как только становится известен состав группы - дистанционно подбираются семьи, где будет жить каждый подросток. Значение имеет все. В частности, учитываются особенности каждого ребенка. Например, заболевания, аллергия, предпочтение в еде. Сопровождающий должен знать всё о ребенке, который будет к нему прикреплен.
После школьники проходят онлайн-тестирование, успешное прохождение которого дает гарантию на участие в стажировке. Имеет значение и успеваемость. Из-за долгов по учебе, ученик может получить отказ от администрации школы. Значение имеет и уровень владения языком, так как ребенок на месяц погружается в среду его носителя.
ДорогА дорога...
На сегодня у 49-й заключены договора с двумя ирландскими школами. До этого были возможны поездки в США и Великобританию. В штатах последний раз группа была в 2011-м, в Британию же – дорога открыта, но стажировка обойдется в разы дороже, чем в ту же Ирландию. А так как поездку оплачивают родители (ведь соответствующих программ в крае нет), это имеет большое значение. Проблема в том, что британцы при оформлении визы настаивают на личном присутствии человека в Москве для снятия биометрии – сетчатки глаза и отпечатков пальцев. А дорога до столицы из Читы - это дополнительные расходы, и не маленькие. Учитывая, что это пока только для оформления английской визы. С ирландцами все пока проще. Документы в Москву, в посольство, достаточно отправить экспресс- почтой…
Впрочем, и поездка в Дублин обойдется «в копеечку». Итоговая сумма зависит от курса евро. То есть, если несколько лет назад для поездки необходимо было, к примеру 70 тысяч рублей, то сейчас эту сумму можно смело удвоить.
А из окна - ирландская зима…
Поездки школа всегда планирует в декабре, перед католическим Рождеством. Посмотреть город, украшенный разноцветными огнями к предстоящим праздникам, дорогого стоит. Ну и возможность перезимовать за рубежом, подальше от сибирских морозов. В это время температура воздуха в Дублине не ниже + 6 градусов. Ох уж им, да в нашу зиму, подумали вы… К сожалению, обмен, в полном смысле этого слова, получается односторонний. К нам из Ирландии никто не едет. Так как Чита для ирландцев, по словам Руслана Никонова, что-то далекое и неизведанное. И если такие города, как Москва и Санкт-Петербург, им о чем-то говорят, то Сибирь пока пугает.
- По приезду, мы развозим учеников по домам, где их ждут принимающие семьи англичан или ирландцев, так называемые HOST FAMILY, - рассказывает Руслан Никонов, который сам сопровождает подростков, - изучаем визуально семью, условия проживания. Школьникам выделяются отдельные комнаты. Можно было бы поселиться в хостел, но это уже не то. Так подросток находится в среде носителей языка, которые не разговаривают по-русски. Это и есть языковая стажировка.
Принимающая семья, в свою очередь, дает место жительства, ирландские «родители» готовят школьнику завтрак, обед с собой и ждут к ужину. Это все оплачивается школами. В учебных заведениях детей разделяют по возрастным группам (+12,+15). До обеда они учатся, во второй половине выезжают на экскурсии по стране . Вечером возвращаются домой, к семьям. Помимо языка, школьник при желании может изучать, например, ирландские танцы, драматическое искусство или спорт.
По словам Руслана Никонова, в этом году дети уже вернулись со стажировки в дублинской школе ATC. Многие из них на месте написали международный тест на знание английского языка. Результаты этого тестирования уже имеют силу при поступлении в вузы страны.
- Принять участие в стажировке может ученик и другой школы, - делится директор школы № 49. - В нашей практике были случаи, когда дети из районов края ездили вместе с нами. Для начала мы составляем беседу, узнаем ребенка - так как информация о нем должна быть максимальной. Все его скрытые заболевания, привычки, особенности. Чтобы ничего не произошло и он себя странно не повел в случае непредвиденной ситуации. Мы несем ответственность за него.
Свежий взгляд в будущее
Для самих детей такой опыт не проходит бесследно. В хорошем смысле этого слова. Родители после возвращения ребенка домой делятся с учителями изменениями в характере и поведении подростка. Он становится уверенным, готовым на свершения и, главное, точно знает, кем хочет быть после окончания школы. И многие выпускники школы, между прочим, сейчас работают за границей.
Екатерина Иванова, ученица 10 класса СОШ № 49 с углубленным изучением английского языка.
- Мы буквально пару месяцев назад вернулись с двухнедельной стажировки в Дублине. Это был очень интересный опыт. Я жила в ирландской семье. Отца звали Фрэнк, маму - Эмильда, у них есть двое взрослых детей, которые с ними уже не живут. Семья очень хорошая. В первый день было непривычно, я раньше не разговаривала с носителями языка, а потом уже стало проще, так как каждый день общались за ужином. Но и семья, понимая, что это не мой родной язык, поддерживали, объясняя, говорили медленно. Я поняла, что когда изучаешь язык по книгам, это одно. На практике – все иначе. За 2 недели я улучшила свой речевой английский. Сегодня, я думаю, это уровень чуть выше среднего. Я теперь точно знаю, что свяжу свою жизнь с английским. Пока только не знаю, в каком направлении. Будет ли это международная журналистика или я буду переводчиком.
Из вузов в Чите только ЗабГУ работает по программе обмена. Студенты 2- го, 3-го курсов, изучающие английский или китайский языки, один раз за все время обучения выезжают на семестр за границу, чаще всего в вузы Китая. Из Поднебесной также набирается группа, с таким же количеством человек. По словам специалиста отдела международных проектов и программ Управления международной деятельностью ЗабГУ Софии Дорожковой, при отборе претендентов значение имеет как успеваемость, так и возможность кафедры отправить своих студентов. Решение принимает ее заведующий. Сами студенты оплачивают расходы на транспорт и питание, обучение и проживание – бесплатное. Так же у выпускников ЗабГУ есть возможность продолжить в вузах Китая обучение (в.т.ч на бюджетной основе) в аспирантуре или магистратуре.
Чтобы добавить комментарий, вам необходимо авторизоваться