«Камин, гитара и кинезиотерапия»: как директор Никонов сделал 49-ю школой мечты

4
Автор: Яна Легун
К зданию школы относится с заботой, как к своей квартире, к педагогам, как к членам семьи, а к ученикам, как к ярким личностям. Директор 49-й школы города Читы - Руслан Никонов - не только эффективный руководитель, кандидат педагогических наук, с высшим уровнем знаний английского языка - C2 - но и просто незаурядный человек.

На интервью Руслан Викторович идет неохотно. «Почему выбор пал на меня?» - спрашивает он. «Ваша школа считается одной из элитных в городе, наверняка в этом есть заслуга руководителя – т.е вас» - убеждаю его  по телефону. С трудом, но договариваемся о встрече.

«Наша задача рассказать о вас, как о человеке» - объясняю я уже сидя в кабинете директора. Соглашается на интервью в 30 минут. Разговариваем, кирпичик за кирпичиком, как при строительстве дома, постепенно  складывается портрет героя. А время за увлекательной беседой начинает неумолимо лететь…

Соответствовать блестящим учителям

«В Чите я учился в простой школе, с детства мне нравился английский язык. Но я его подзапустил». Что значит подзапустил? – уточняю я у Руслана Викторовича. Оказывается, для него это означает учиться на четверки.

Родители к Руслану с детства предъявляли высокие требования. Отец регулярно выдавал сыну стопку дополнительной литературы, которую обязательно надо было прочесть. Тянулся к знаниям и сам Руслан.

Когда временно они с семьёй переехали в Монголию, перед мальчиком поставили условие: мама удержится на работе только, если сын будет учиться на одни пятёрки.

В школе при Российском посольстве в Монголии, оказались блестящие учителя. Знатоки своего дела требовали от учеников стопроцентной отдачи. Пришлось соответствовать.

«В нашей школе предметы вели не только педагоги по образованию, среди учителей были и специалисты различных областей. У нас сложился очень дружный класс. Ребята приехали из разных уголков союза. Все вместе жили в одном доме, вместе учились. Русских кроме нас не было, поэтому все держались друг за друга», - делится Руслан Викторович.

За границей семья Никоновых прожила 2 года. Как только отец семейства выполнил свою работу, а его как образцового специалиста  делегировали  в Улан-Батор, обучать монголов водить и обслуживать троллейбусы, семья вернулась в Читу. То время, которое подросток провёл за границей, осталось в памяти навсегда. Проснулся и интерес к иностранным культурам.

Перевод, изменивший жизнь

Страсть ко всему иностранному Руслан стал воплощать в жизнь. Это сейчас уже понятно, что тогдашнее увлечение зарубежными композициями на английском языке было неслучайным. Нити судьбы невидимыми дорогами вели его по своему пути.

В школе юный парнишка, как ни парадоксально, мечтал не о самолётах и космосе, как многие его сверстники, а о профессии врача и жизни в деревне. Мама - фельдшер и, казалось бы, закономерно, если и сын пошел бы по её стопам. После школы он и собрался поступать в медицинский, но всё изменил случай.

«К маме в гости приехала её подруга, которая закончила иняз. А я в этот день сидел и мучился с переводом по английскому. Тогда мамина подруга взяла мой текст и тут же стала диктовать перевод с английского на русский. Я поразился, что вот так бегло можно читать на иностранном языке. Загорелся мечтой, уметь также. На следующий день я уже твердо знал, что пойду не в медицинский, как планировал, а на иняз».

Бесплатная работа –  испытание молодому педагогу

В институте Роман, как и все, мечтал быть переводчиком. Но такую работу в Чите, тем более молодому специалисту, найти было практически невозможно.

«После окончания института я  снял «розовые» очки. Пошёл работать в свою родную 24-ю школу».

В начале 2000-х учителя, как и многие другие бюджетники, переживали не простое время. Зарплату не платили. Деньги не выдали, даже когда молодой человек просил их для своей свадьбы. Обошлись собственными силами.

Позже перед Новым годом учителей повезли на склад и отдали часть заработной платы продуктами.

Для новоиспечённого главы семейства безденежье стало серьёзным испытанием. Мужчина уже собрался кардинально менять профессию, но вновь невидимые нити судьбы не дали ему совершить ошибочный поступок. На следующий день – когда на новом месте уже было назначено  собеседование, - в квартире Никоновых раздался звонок. Звонивший, друг Руслана, -  предложил организовать коммерческие курсы английского языка. На тот момент это было как спасательный круг тонущему кораблю.

«Да, я верю в судьбу. Этот случай считаю судьбоносным. Если бы я тогда ушел из школы, мог бы  потерять опыт, знания, а из профессии уже уйти навсегда», - делится Руслан Викторович.

По ходу интервью Руслан Викторович всё больше и больше раскрывается, как личность. Прорисовывается портрет - в разные годы: послушного сына, мечтающего человека, амбициозного специалиста, молодого главы семейства. Остаётся узнать Руслана Никонова ещё в одной ипостаси – директора.

 «Учитель 2001 года»

В 2000-х он успевал вести уроки в школе, обучать английскому на курсах, преподавать язык в институте, а плюс к этому писать диссертацию на тему управления в образовательном учреждении. Молодого и успешного специалиста, Руслана Никонова руководство края рассмотрело на краевом педагогическом конкурсе.

Во время состязания:  «Учитель года» урок Руслана Викторовича, проходивший с залом на сцене, лился как песня – пел и сам учитель. Мужчина вспомнил всё, что когда-то любил и умел. Заиграл на гитаре и исполнил песню на английском языке. Зал сразу раскрепостился и включился в дальнейшую работу урока. Жюри присудило молодому специалисту 3-е место, но главной наградой стало не это. Руслана Никонова попросили стать директором 49-й читинской школы.

Возможно, из-за природной скромности, из-за которой успешный ныне директор изначально отказывался и от нашего интервью, талантливый педагог тогда отказывался от управления школой. Но его сопротивления не приняли.

 «Школа -  как квартира, в ней должно быть уютно»

Чем бы ни занимался Руслан Викторович, к любому заданию или к работе он относится как к важному, личному для себя делу. Что касается школы, участие принимает во всём. Будь это дизайн новых штор, оформление холлов в английском стиле, участие школьников в научных проектах или иностранная стажировка.

С 2006 года  вместе с учителями школьники 49-й школы, у которых профильный язык – английский - регулярно ездят в Англию и Ирландию. Живут там в семьях, практикуют разговорный язык, учатся в местных школах, а в добавок к этому осваивают театральное, танцевальное искусство.

Вообще, не только дать крепкие знания, но и ещё раскрыть талант каждого – это одна из главных задач директора школы. В его учебном заведении различных секций около 15. После уроков большинство школьников не уходит домой. Одни идут на кружки, другие восстанавливать здоровье в зале кинезотерапии. Захаживает туда и сам директор.

С радостью гуляем по школе мы и сейчас. В уютных коридорах хочется задержаться. Посидеть в кожаном кресле, погреться у камина.

«К школе я отношусь как к своей квартире. Дома мы постоянно что-то переделываем, совершенствуем. Так же и здесь. Стремимся, чтобы в этих стенах всем было уютно».

Музыка души – воплощает мечты

По рассказам, к педагогам директор тоже относится как к людям из своей семьи.  Считает, что даже если у специалиста нет опыта работы, но есть потенциал, ему надо дать кредит доверия. Возможно, такой принцип у Руслана Викторовича сложился, когда аналогичным займом аккредитовали его самого.

Сейчас говорит, что благодарен судьбе, которая дала ему роль директора, а вместе с этим и шанс - раскрыть свои способности и воплотить  мечты в жизнь. Кстати, всё, что Руслан любил в детстве, он не забыл и сегодня. После полуторачасового, вместо обещанного получасового, интервью и экскурсии Руслан Викторович берется за гитару.

Музыка его души  ведёт в нужном направлении. Мелодия словно всегда звучит в сердце и напоминает, о том, что заветные  желания надо воплощать в жизнь. Кстати, детскую мечту, жить в деревне Руслан Викторович тоже отчасти осуществил. На своей даче  летом он каждый год вместе со своей семьёй садит огород.

Сегодня директор школы возделывает почву не только для будущих помидоров, амбициозные планы есть и для своей школы. Какие – мы расскажем уже в следующий раз!

А пока поздравляем с наступающим Днем учителя Руслана Никонова и всех педагогов Забайкальского края!

4 Комментарии

Чтобы добавить комментарий, вам необходимо авторизоваться

02.10.2018 08:48   Гость_Ксюша
Интересная личность! Спасибо за увлекательное интервью !
Интересная личность! Спасибо за увлекательное интервью !
Ответить
02.10.2018 09:44   Антохина Жена
Какая школа! Какой директор! На одном дыхании прочла. Вот бы все такие были!
Какая школа! Какой директор! На одном дыхании прочла. Вот бы все такие были!
Ответить
02.10.2018 10:17   Гость_Зинаида
Школа как Хогвартс прямо, мне кажется, дети туда с удовольствием ходят
Школа как Хогвартс прямо, мне кажется, дети туда с удовольствием ходят
Ответить
02.10.2018 14:54   Гость_Санна
Только попасть в нее сложно.Знакомые кое-как пробились,несмотря на то,что это ближайшая школа к их дому.Жаль,что не все ребятишки могут учиться в таких замечательных условиях.Побольше бы таких школ!
Только попасть в нее сложно.Знакомые кое-как пробились,несмотря на то,что это ближайшая школа к их дому.Жаль,что не все ребятишки могут учиться в таких замечательных условиях.Побольше бы таких школ!
Ответить
Поиск
Вход
Имя пользователя
Нажимая на кнопку "Войти", вы соглашаетесь с правилами обработки данных